Химия

1. Урок в 8 классе на тему «Свойства, получение и применение кислорода».

2. Тема урока: «Жесткость воды и способы ее устранения» - 9 кл.
( с применением технологии развития критического мышления)

3. Модульный урок по химии в 8 классе по теме
 « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».


4. Модульный урок по теме « Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

5. Урок по теме « Получение водорода и кислорода» (с применением педтехнологии развития критического мышления).


6. Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления)


7. Модульный урок по теме « Практическое занятие 2. Получение кислорода из перекиси водорода. Получение водорода действием цинка на соляную кислоту».


8. Урок по теме «Повторение и закрепление материала «Водород.   Кислород. Оксиды». Проводится в форме игры « Лабиринт».

9. Урок по теме « Загрязнение воды»
( с применением педтехнологии развития критического мышления и метода проектов)

10. Урок химии в 9кл. по теме «Силикатная промышленность»

11. Урок химии по теме «Экологические проблемы загрязнения воды» в 8 классе

12. Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации»

13. Урок природоведения по теме "Как астрономы изучают космос" с презентацией

14. Урок природоведения по теме "Звездное небо. Созвездия." с презентацией

15. Урок химии в 8 классе по теме "Состав, строение и свойства простых веществ металлов"

Приложение №1 Исследовательский проект «Городская река»

Приложение №2 "Загрязнение воздуха" (презентация 883 Кб)

Приложение №3 "ТЭД" (презентация 600 Кб)

Урок в 8 классе на тему «Свойства, получение и применение кислорода»

Цели: 1. Изучение физических, химических свойств кислорода, способов его получения, применения.
            2. Развитие умений составлять химические формулы, уравнения реакций, определять тип реакций, анализировать химический эксперимент, обобщать и анализировать.
            3. Реализация межпредметных связей с русским языком, биологией.
            4. Развитие творческих способностей учащихся.
            5.. Воспитание любви к природе.

Оборудование и реактивы: металлический штатив с лапкой, прибор для получения газов, спиртовка, кристаллизатор с водой, колба с пробкой, химический стакан, ложечка для сжигания веществ, перманганат калия, сера, лучинка.

План урока


1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний:
 2.1. У доски: Составить формулы оксидов: калия, магния, алюминия, серы(+4).
 2.2. Фронтальная беседа с классом:
- Что такое аллотропия? Какие простые вещества образует химический элемент кислород?
- Определите тип химической связи и кристаллической решетки в кислороде.

 

3. Изучение нового материала.   
3.1. Сообщение темы и целей урока. Подготовка таблицы.           

ФС

ХС

Получение

 

 

3.2. Мозговая атака: - запишите в таблицу, что вам известно по теме урока, обсудите это с партнером (2-3 минуты).
3.3. Стадия реализации и осмысления : - во время проведения демонстрационного эксперимента проанализируйте
его и попытайтесь дополнить содержание таблицы. В этом вам поможет памятка  (см. приложение 1).
            Демонстрация получения и собирания кислорода, его химических свойств.
3.4.Стадия рефлексии:
 -Анализ эксперимента, заполнение таблицы, составление уравнений реакций, определение типа реакций, разбор ОВР
на одном из примеров (дифференцированно). Обратить внимание: общий признак реакций горения - выделение света и тепла
-Изучение схемы «Применение кислорода». Задание: разбить области применения кислорода на группы по используемому свойству (см. приложение №2).
-Беседа:

                                      Например:        Кислород,
                                                                       бесцветный и незаметный,
                                                                       помогает дышать, окисляет.
                                                                       Жизнь без него не возможна.
                                                                       Замечательное вещество!

4. Подведение итогов урока. Д\З:
стр. 113-116 (Химия-8, О. С. Габриелян), дозированные домашние задания по педтехнологии В.М.Монахова – требование 12.
                                              

Приложение №1

При анализе эксперимента обратите внимание:

  1. На методы, которыми можно собрать кислород. На каких свойствах газа они основаны?
  2. На физические свойства изучаемого газа, каковы признаки их проявления?
  3. На методы его определения, на каких свойствах газа они основаны?
  4. На признаки химических реакций, характерных для кислорода.

Приложение №2


                                    Применение кислорода  О2
1.В металлургии (для получения металлов).
2.В медицине (кислородные подушки).
3.Для сварки и резки металлов.
4.При взрывных работах.
5.Для работы двигателей самолетов, автомобилей.
6.При работах под водой и в космосе.

К списку уроков>>>

 

Тема урока: «Жесткость воды и способы ее устранения» - 9 кл.
( с применением технологии развития критического мышления)

Цели: 1.Дать понятие жесткости воды, ее видов, способов устранения.
            2. Развитие умений составлять химические уравнения, объяснять сущность химических реакций с позиций электронно-ионных изменений, умений обобщать, делать выводы, получать знания с использованием различных источников информации.
            3.Воспитание интереса к химии, формирование экологических знаний.
            4. Реализация межпредметных связей с географией и биологией.
            5. Развитие личностных качеств учащихся.
Оборудование: таблица с результатами химического эксперимента, тексты на столах учащихся,
выставка синквейнов, стенд «Сегодня на уроке», таблички с изображением формул веществ

План урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент
( 1 мин.)


2.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Постановка целей и задач урока

 

 

4.Стадия вызова

 

 

 

 

 

5.Стадия реализации

 

 

 

 6.Стадия рефлексии

 

 

 

 

 

7. Первичная проверка

 

 

 

 

8. Подведение итогов урока

9. Д\З

Проверяет готовность к уроку.

 

Три ученика у доски:
1.Осуществить превращение:
Са→СаО→Са(ОН)2→СаСl2
Объяснить сущность ОВР.
2.Составить молекулярное уравнение реакции по сокращенному ионному:
Ва2++ SО42- =ВаSО4
2Н+ + 2ОН- = 2Н2О
3.Восстановить левую часть уравнения:
---------- = СаО+СО2
---------- = 2NаСl + СО2+ Н2О

Фронтальная работа с классом:
Показывает карточки с формулами и названиями веществ (гашеная известь, поташ и др.). Установить соответствие, область применения.

 

 


Познакомиться с понятием жесткость воды, ее видами, методами устранения с целью применения знаний в жизни.

 


Мозговой штурм:
-в течение 1-2 мин. Вспомните, что вам известно о жесткости воды,
обсудите информацию в парах.
Фронтальная беседа с составлением на доске кластера.
.

 



Дает задание
: проанализировать информацию о результатах исследовательского проекта группы учеников класса по изучению жесткости водопроводной воды (см. приложение 2), заполнить таблицу (см. приложение 1).

Фронтальная беседа по результатам работы, дополнение кластера.
Определение сущности избавления от жесткости.
Проблема: А надо ли избавляться от жесткости воды?
Задание: Прочитать текст «Роль жесткой воды» (см. приложение). Разбить информацию на блоки.

 

Беседа: 1. Объясните химические процессы, происходящие при образовании сталактитов и сталагмитов.
2. Можно ли использовать в пищу дистиллированную воду?
Предлагает составить синквейн
Анализирует работу учащихся.

 

Разъясняет д/з (см. приложение 3 )

Готовятся к уроку.

 

Работают у доски

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока

 

 


Вспоминают, делают пометки в тетрадях, обсуждают в парах.

 

 

 

Слушают сообщение, анализируют информацию, заполняют таблицу.

 

 

Читают текст, отвечают на вопросы.

 

 


Отвечают на вопросы.

 

Составляют синквейны

 

 

 

 

Приложение 1

Виды жесткой воды

 

Вид жесткости

 

Чем обусловлен

 

Способы устранения

 

Уравнения химических реакций

 

Приложение 2
Информация о результатах исследовательского проекта по определению жесткости воды.

Жесткость воды – это совокупность ее свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са2+ и Мg2+ в составе растворимых гидрокарбонатов,
хлоридов, сульфатов. Жесткость делится на следующие виды:


Вид жесткости

Чем обусловлен

1.Карбонатнаяиливременная

2. Некарбонатная или постоянная

 

3. Общая

Са (НСО3)2,  Мg(НСО3)2

СаСl2, МgCl2, CaSO4, MgSO4
Постоянная и временная вместе

Для определения жесткости воды использовался концентрированный мыльный раствор. В основе эксперимента лежит
способность мыльного раствора образовывать устойчивую пену в воде разной жесткости с разной скоростью. Мыльный
раствор добавляется к исследуемому образцу по каплям и встряхивается. В качестве эталона берется дистиллированная вода.

                                    Результаты определения жесткости воды

 

Образец воды

 

 

Число капель мыльного раствора

 

 

Изменения

 

1. Вода дистиллированная

2. Вода водопроводная

3. Вода колодезная
(ул. Калинина)

4. Вода дождевая

 

 

3

 

12

 

14

 

5

 

 

Образовалась устойчивая пена

 

Образовалась устойчивая пена, появился хлопьевидный осадок

Образовалась пена, выпал хлопьевидный осадок

 

Образовалась устойчивая пена

 


Вывод:
Дистиллированная вода не содержит солей. Вода дождевая почти не содержит солей Са2+ и Мg2+.
            Вода из колодца и водопроводная – жесткая.

Путем химического анализа определили вид жесткости.
Определение вида жесткости

 

Образец воды

 

Действие

 

Число капель мыльного раствора

 

Вид жесткости

 

1.Водопроводная вода
2.Колодезная

 

Кипячение

Кипячение

 

8

7

 

Временная и постоянная

Временная и постоянная

 

 

 

 

 

 

Вывод: Так как после кипячения уменьшился расход мыльного раствора, то исследуемая вода обладала
карбонатной жесткостью, которая устраняется кипячением.

Са(НСО)2= СаСО3 + СО2+ Н2О

Чтобы определить, какими солями обусловлена постоянная жесткость воды, для исследования
прокипяченной воды использовали реактивы:
AgNO3, BaCl2.
Определение анионов в жесткой воде

 

Образец воды

 

Реактив

 

Изменения

Водопроводная

 

2. Колодезная

AgNO3

 BaCl2

AgNO3

 BaCl2 

Помутнение

Изменений нет

Помутнение

Изменений нет


Вывод: Постоянная жесткость воды обусловлена наличием хлоридов Са2+ и Mg2+.

СаСl2 + 2АgNO3 = Ca ( NO3)2+2 AgCl ↓
После добавления к жесткой воде кальцинированной соды, число капель мыльного раствора
уменьшилось до 4-5.
Результаты данного анализа могут быть использованы для определения качества воды:
питьевой, технической, минеральной.

Приложение 3
Влияние жесткой воды


При стирке белья жесткая вода не только ухудшает качество стираемых тканей, но и приводит к
повышенным затратам мыла
В жесткой воде с трудом развариваются пищевые продукты, а сваренные в ней овощи теряют вкус. 
Также плохо заваривается чай.
Жесткая вода не пригодна для использования в паровых котлах: растворенные в ней соли при
кипячении образуют на стенках котлах слой накипи, который плохо проводит тепло.
Это приводит к перерасходу топлива, к преждевременному износу котлов, а иногда, в результате
перегрева котла, и к аварии. Также образуется и накипь в чайниках, нагревателях стиральных машин,
что выводит их из строя. Жесткая вода вредна для металлических конструкций,трубопроводов ,
кожухов охлаждаемых машин.
Употребление жесткой воды в пищу приводит к образованию камней в почках.
В природе жесткая вода способствует образованию пещер, сталактитов и сталагмитов.

Д\З:

1.Карбонат кальция в воде практически нерастворим. Однако известняки вымываются водой.
Чем это можно объяснить? Составьте уравнения соответствующих реакций.
2.* Образец жесткой воды содержит 100 мг\л гидрокарбоната кальция и 30 мг\л сульфата кальция.
Сколько граммов карбоната натрия потребуется для умягчения 1 м3 такой воды?
К списку уроков>>>

 

Модульный урок по химии в 8 классе по теме
 « Классификация веществ по составу на простые и сложные.
Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Цель: - Продолжить формирование понятий химический элемент, простое вещество,    аллотропия.
- Закрепить умения по составлению схем строения атома.
- Развитие учебных умений сравнивать, выделять главное, искать информацию.
- Воспитание самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке.

УЭ

Учебный материал

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ1

 

 

УЭ2

 

 

 

 

 

 

 

УЭ3 

 

 

 

 

 

 

 

 УЭ4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ5

Вы уже знаете, что такое вещество, и что по составу вещества делятся на простые и сложные.
Из перечня веществ выберите простые и сложные: Н2, MgO, CuCl2, Fe, О2, Н2О.

Вам известно, что простые вещества делятся на два класса: металлы (Ме) и неметаллы (неМе). Вспомните, чем они характеризуются. Закончите схему.
                   

Простые вещества

imgimg

          Ме                            неМе
vimg ///////////  imgimg


ХС           ФС                ХС            ФС

 

По каким признакам вы отнесете химические элементы водород и кислород к неМе? Дайте характеристику этим элементам.

    
Характеристика водорода и кислорода как химических элементов

Сформулируйте определение простых и сложных веществ.

 

 

Запишите схему в тетрадь, в случае затруднения используйте §10,13, 14 учебника Химия-8, О.С. Габриелян.

 

 

 

 

Заполните в тетради таблицу. В случае затруднения используйте  карточку-инструкцию №1 и диаграмму №1.

 

 

 

  

Запишите  определение в тетрадь и запомните его.

 

 

 

Для заполнения таблицы используй § 20,27
учебника Химия-8, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

 

 

 

 

 

 

В случае затруднения используйте карточки-подсказки. Выполненную работу сдайте на проверку учителю.

 

Элемент

Положение в ПС

 

Аr

Схема строения атома

 

Степени окисления

Нахождение в природе

 

 

 

Химические элементы водород и кислород образуют простые вещества: водород (Н2 ), кислород ( О2 ) и озон ( О3 ). Явление, когда один химический элемент образует несколько простых веществ, называется аллотропией. Кислород и озон – аллотропные видоизменения химического элемента кислорода.
Охарактеризуй простые вещества кислород, озон и водород, заполни таблицу.

 

Характеристика простых веществ кислорода, озона и водорода по составу, строению и свойствам

 

 

Ф

 

М

 

ХС

 

КР

 

ФС

 

Действие на организм

 

 

 

Произведи расчеты по формулам. Занеси результаты в таблицу.

 

Ф

 

  М

 

W%

 

n (моль)

 

m (г )

 

V(н.у.)
( л )

 

N

 

Н2

 

 

 

1,5

 

 

 

 

О2

 

 

 

 

96

 

 

 

О3

 

 

 

 

44,8

 

 
          Выходной контроль: Выполните тест и сдайте на проверку учителю.

  1. Выберите характеристики элементов водорода (В) и кислорода (К):

   а) элемент 1 периода, б) самый распространенный на Земле, в) заряд ядра +8, г) элемент 2 периода, д) самый распространенный в космосе, е) относительная атомная масса 1, ж) заряд ядра +1, з) элемент-неметалл, и) относительная атомная масса 16.
2. Определите степени окисления водорода и кислорода в веществах: О2, Н2О, Н2,
   Nа2О2, КН.
3.Выберите характеристики простых веществ кислорода (К), озона (О) и водорода (В):
  а) бесцветный газ, б) плохо растворим в воде, в) газ голубоватого цвета, г) легче воздуха, д) растворим в воде, и) тяжелее воздуха, к) токсичен, л) нетоксичен, м) без запаха, н) имеет запах свежести.
 

Домашнее задание: § 10,14, ДДЗ стр. 35- № 1,2.

К списку уроков>>>

 

 

Модульный урок по теме « Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов».
 - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в природе и жизни людей.
 - Воспитание интереса к предмету, к процессу познания.
 

 

УЭ

 

Учебный материал

Руководство по усвоению учебного материала

 

УЭ 1

 

 

 

 

УЭ 2

 

 

 

 

УЭ 3

 

 

 

 

УЭ 4

 

Вы уже знакомы с классом сложных веществ оксиды. Подумайте, можно ли отнести к оксидам следующие вещества: Н2О2, СО2, Н2О, НСl ?
Определите основные признаки оксидов, запишите их в тетрадь.

 

Класс оксидов включает большое количество веществ, которые объединяются в отдельные группы по составу и свойствам.
 Прочитайте материал § 40, стр. 162-163 ( Химия-8, О.С. Габриелян), заполните схему « Классификация оксидов», приведите примеры оксидов разных групп.

 

 

Используя материал учебника ( § 40 ), охарактеризуйте физические свойства оксидов.
 Проверьте себя. Устно закончите предложения.
- Все основные оксиды по агрегатному состоянию……
- Большинство кислотных оксидов по агрегатному состоянию вещества ………. и ………
Подтвердите утверждения примерами.

 

Основные и кислотные оксиды отличаются и по химическим свойствам.
 Изучите материал § 40, стр. 163-164 « Типичные реакции основных ( кислотных ) оксидов».
 Устно ответьте на вопросы:
- Чем отличается взаимодействие с водой кислотных и основных оксидов?
- Каким химическим свойством отличаются кислотные и основные оксиды?
      Заполни в тетради таблицу:
         Химические свойства оксидов

 

В случае затруднения обратитесь к учителю.

 

 

 

Запомните определение каждой группы оксидов.

 

 

 



Обсудите ответ с соседом по парте.

 

Основные

 

Кислотные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ 5

 

В качестве примеров используй следующие схемы реакций:
        Взаимодействие с водой.
Na2O + H2O =                   SO3 + H2O =
FeO + H2O =                      SiO2 + H2O =

             Взаимодействие с
кислотами                       щелочами
Na2O + HCl =                   SO3 + NaOH =
FeO + H2SO4 =                  SiO2 + NaOH =

             Взаимодействие с оксидами
Na2O + СО2 =                    SO3 + СаО =

 

Оксиды играют большую роль в природе и жизни человека. Прочитайте § 18 учебника и составьте устный рассказ о значении оксидов, подготовьтесь к выступлению по данному вопросу на следующем уроке.

 

Выходной контроль:
Выполни письменно задание № 2 на стр. 165 учебника.
Помни: чтобы правильно выполнить задание, не ошибись в определении, к какой группе относится оксид.

 

При выполнении задания обратите внимание на:
- условия протекания реакций
 ( идет реакция или не идет ),
- не забывайте составлять формулы веществ по степени окисления,
- не забывайте привести уравнение в соответствие с законом сохранения массы
( расставьте коэффициенты ).

 

 

 

 

 

 

Правильность выполнения задания проверь у учителя.

 

Домашнее задание: § 18, 40, ДДЗ № 3,4, стр. 35-36.
                                    № 3, стр. 165 учебника.

К списку уроков>>>

 

 

Урок по теме « Получение водорода и кислорода»
(с применением педтехнологии развития критического мышления).

Цель: - Познакомить со способами получения, собирания и обнаружения водорода и кислорода.
 - Повторить правила по технике безопасности.
 - Развитие навыков наблюдения, умений анализировать химический эксперимент, делать выводы.
 - Развитие познавательных интересов.
 - Воспитание интереса к химии.

Оборудование: металлический штатив с лапкой, прибор для получения газов, кристаллизатор с водой, спиртовка, химический стакан, штатив с пробирками.
Реактивы: KMnO4, HCl, Zn, лучинка.

                                                           План урока:

  1. Актуализация знаний:

  - Беседа:
   а) Назовите признаки, по которым простые вещества кислород, озон и водород относят к неМе.
    б) Докажите, что кислород и озон – разные вещества.
    в) Охарактеризуйте физические свойства водорода и кислорода.
2. Стадия вызова:
   Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми способами получения водорода и кислорода. Вспомните, что вам известно о способах получения этих веществ, запишите информацию в тетрадь, обсудите ее с партнером.
( Затем информация заслушивается и на доске составляется кластер – графический систематизатор).

  1. Стадия осмысления:

 Способы получения  веществ делятся на лабораторные и промышленные. С некоторыми лабораторными способами получения водорода и кислорода вы познакомитесь, наблюдая и анализируя демонстрационный эксперимент. Помогут вам в этом вопросы ( прием толстых и тонких вопросов ), которые записаны в таблице ( на доске и на столах учащихся).

Тонкие
Толстые
1. Как можно собрать водород и кислород?
2. Что мы должны помнить, когда собираем газ методом вытеснения воздуха?
3. Как доказать наличие водорода и кислорода?
4. Что лежит в основе обнаружения водорода и кислорода?
1. Дайте объяснение, почему именно таким способом можно собрать водород и кислород.
2. В чем различия в способах собирания водорода и кислорода?
3. Предположите, что будет, если водород в смеси с кислородом поджечь?
4. Что произойдет, если стакан, заполненный водородом ( кислородом), открыть?

 


Далее учитель демонстрирует получение кислорода разложением перманганата калия, водорода – из цинка и соляной кислоты. По мере объяснения и демонстрации заполняется таблица на доске и в тетрадях учащихся.
                            

Способы получения водорода и кислорода.


Получение

Водорода

Кислорода

В лаборатории

В промышленности

 

 

 

  1. Стадия рефлексии:

  - Беседа по «тонким» и «толстым» вопросам.
  - Возвращение к кластеру, составленному на стадии вызова для его анализа и дополнения.

  1. Д\З: записи в тетради, подготовиться к практической работе – работа № 5,6, стр. 113-114 учебника Химия-8, О.С.Габриелян.
ДДЗ № 6, 12, 17, стр. 36-38.

К списку уроков>>>

 

 

Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»
( с применением педтехнологии развития критического мышления).

 

Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисления»,
 « окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
   - Формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать    причинно-следственные связи.
   - Воспитание бережного отношения к здоровью через знание и соблюдение правил по ТБ.
Оборудование: прибор для получения газов, металлический штатив с лапкой, спиртовка, ложечка для сжигания веществ.
Реактивы: KMnO4, HCl, Zn, CuO, сера, красный фосфор.

                                               План урока:
       1.Проверка Д\З:
 - задачи у доски,
 - С классом беседа с использованием «тонких» и «толстых» вопросов урока №2.
      2. Актуализация знаний:
        - Какими свойствами обладает атом?
        - Что такое степень окисления?
        - Какие степени окисления проявляют водород и кислород?
      3. Стадия вызова:
      Дискуссия «совместный поиск»: обсуждение вопроса
       - Какой процесс происходит согласно схеме:  Н20  - 2е = 2Н+
                                                                                      О20 + 2·2е = 2О-2
   Сначала каждый ученик обдумывает свой ответ, записывает в тетрадь. Затем идет дискуссия.
4.Стадия осмысления:
    Процессы окисления и восстановления это две стороны ОВР. Какие химические реакции характеризуют химические свойства кислорода и водорода, с этим мы познакомимся при проведении эксперимента. В процессе наблюдения и анализа вы должны заполнить таблицу (прием «концептуальная таблица»).
 (Таблица на доске и на столах учащихся).
Химические свойства и применение водорода и кислорода.

Водород

Кислород

ХС

Его применение

ХС

Его применение

По мере демонстрации опытов учащиеся заполняют таблицу, составляют уравнения реакций, определяют окислитель, восстановитель, показывают переход электронов.
Затем уравнения записываются на доске.

  1. Стадия рефлексии:

 -Беседа по вопросам:
 - К какому типу относятся химические реакции с участием водорода и кислорода?
 - Какую функцию выполняют водород и кислород при данных химических реакциях?
 Дописывают в шапку таблицы: восстановительные свойства и окислительные свойства.
  - Составление синквейна в парах, затем обсуждение фронтально.

Пример синквейна

Водород
Бесцветный, легкий
В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.
В смеси с кислородом взрывоопасен.
Осторожно‼

 

6. Д\З: записи в тетради, ДДЗ- № 5, 9, 11, стр. 36-37.

К списку уроков>>>

 

 

Модульный урок по теме « Практическое занятие 2. Получение кислорода из перекиси водорода. Получение водорода действием цинка на соляную кислоту».

 

Цель:- Продолжить формирование умений и навыков при работе с лабораторным оборудованием, умений получения и собирания газов методом вытеснения воздуха.
           - Развитие навыков наблюдения и анализа.
           - Воспитание интереса к предмету, заботы о своем здоровье через соблюдение правил по ТБ.
 
Оборудование: прибор для получения газов, штатив с пробирками, спиртовка, металлический штатив с лапкой, лучинка.
Реактивы: перекись водорода, оксид марганца(+4), цинк, соляная кислота.

УЭ

Учебный материал

Руководство по усвоению учебного материала

 

УЭ 1

 

 

 

 

 

 

УЭ 2

 

 

 

УЭ 3

 

 

 

 

 

 

УЭ 4

 

 

 

 

 













УЭ-5

 

Вы уже знаете, как можно получить и собрать водород и кислород в лаборатории. Сегодня вы должны проделать это самостоятельно. Прежде чем приступить к работе внимательно изучи инструкцию на стр.113 учебника Химия-8, О.С. Габриеляна.

 

Внимательно изучите инструкцию по соблюдению правил по ТБ при проведении опытов.

 



Соберите прибор для получения водорода. Получите его, используя цинк и соляную кислоту. Соберите газ методом вытеснения воздуха (обратите внимание, как надо держать пробирку), докажите наличие.

 

 

 

Для получения кислорода налейте в пробирку 1-2 мл раствора перекиси водорода (Н2О2).Поднесите тлеющую лучинку. Что наблюдаете?
Добавьте к перекиси водорода немного оксида марганца (+4).Отметьте, что произошло со скоростью реакции. Поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучинку. Что наблюдаете?
Вы наблюдали очень интересное явление. Оксид марганца (+4) является в данной реакции катализатором.
Катализатор – это вещество, ускоряющее реакцию, но само при ней не расходующееся.

 

Сделайте вывод, на каких свойствах водорода и кислорода основаны способы
их собирания и обнаружения.

 

 

Приведи в порядок рабочее место. Сдай отчет по работе учителю на проверку.

 

Запишите в тетради для практических работ  тему работы, оборудование, реактивы. Начертите таблицу.


Вещество

Получение

Способ собирания

Обнаружение

 

 





В случае возникновения вопросов, обсудите их с учителем.

 

 




Прежде чем  приступать к опыту, покажите собранный прибор учителю. Соблюдайте осторожность при работе с соляной кислотой и спиртовкой.
Занесите результаты опыта в таблицу.

 

 

 

 

 

Занесите результаты опыта в таблицу.
Запишите определение катализатора в тетрадь и запомните его.

 

 
















Запишите вывод в тетрадь.

 

К списку уроков>>>

 

 

Урок по теме «Повторение и закрепление материала»
Проводится в форме игры « Лабиринт».

 

Цель: - Повторить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Водород.   Кислород. Оксиды».
            - Отработать умения составлять УХР, определять их сущность.
            - Отработать умения решать расчетные задачи по УХР.
            - Воспитание самостоятельности, уверенности в себе.
            - Развитие индивидуальных способностей.

                                         Правила игры

    1. Задача игрока – добраться до сундука с сокровищами, находящегося в центре Лабиринта. Для этого необходимо пройти ворота Лабиринта (на схеме они обозначены цифрами разных цветов), т.е. выполнить 4 задания.
    2. На каждом этапе надо решить задачу определенного типа. При этом задачи одного типа отличаются уровнем сложности (всего их три) и имеют разную стоимость, выраженную в баллах (см. таблицу «Стоимость задач»). Все задания распределены таким образом, что среди 4-х обязательно попадаются задания разной сложности.
    3. Путь через Лабиринт игрок определяет самостоятельно, выбирая оптимальный для себя уровень сложности заданий. У каждого будет свой путь: войти в Лабиринт через любые ворота и дальше продвигаться только к его центру.
    4. Решения всех выполненных задач записываются в контрольный лист, а уровень их сложности отмечается цветом: достаточно обвести номер задачи синим, зеленым или красным цветом.
Оценка за работу выставляется в соответствии с количеством набранных баллов (см. таблицу «Критерии оценки»).

 

Стоимость задач


Цвет

Уровень сложности

Количество баллов

 

Простая

1

 

Средней сложности

2

 

Сложная

3


Критерии оценок

1. 2-3 балла              Оценка 3
2. 4-6 баллов             Оценка 4
3. от 7 баллов            Оценка 5

Лабиринт

лабиринт

 

Лабиринт может изменяться в зависимости от числа заданий. Задания следует расположить в порядке уменьшения важности проверяемых в них умений (наверняка найдутся ученики, которые не успеют выполнить весь объем работы, а проверить основные умения необходимо).
Ознакомив учащихся с правилами игры, необходимо посоветовать им, просмотреть сразу все задания и выбрать оптимальный путь продвижения по Лабиринту. Также нужно обратить внимание на то, что, даже не достигнув конечной цели, можно получить хорошую оценку. Определяющую роль при ее выставлении играет не число выполненных заданий, а их сложность и качество работы.
Для наиболее трудных заданий используются карточки-подсказки.
Если ученик набрал максимальное число баллов, он может получить две высшие оценки!

Задания к игре Лабиринт по теме
« Водород. Кислород. Оксиды».

         

 

Простое

 

Средней сложности

 

Сложное

1).Закончите уравнения реакций, приведите их в соответствие с законом сохранения массы:
Р + О2 = Р+5 О-2
Н2 + S = Н+S-2

2).Закончите уравнения реакций, определите их тип:
СО2 + КОН =
СаО + НNO3 =

3).Н2 + Cl2 = 2НCl
Определите окислитель, восстановитель, покажите переход электронов.
4).По уравнению реакции определите объем кислорода, необходимый для сжигания 0,5 моль серы (при н.у.).
S + О2 = SO2

1). .Закончите уравнения реакций, приведите их в соответствие с законом сохранения массы:
Аl + О2 =
Н2 + Cl2 =

 

2).SO2 – кислотный оксид. Составьте уравнения реакций, характеризующих его свойства.

3). Докажите с помощью химического уравнения, что кислород проявляет окислительные свойства.

4).Определите количество вещества и объем кислорода, необходимый для сжигания 0, 5 моль алюминия ( при н.у.).

1).Составьте уравнения реакций соответствующие превращениям:
Н2→ Н2S→ SО2

 

 

2).Определите характер оксида К2О. Составьте уравнения реакций, характеризующих его свойства.
3).Составьте уравнение реакции, соответствующее схеме:
2Н+→ 2Н0;    2О0→ 2О-2

 

4).Определите, достаточно ли 5 литров кислорода (н.у.) для сжигания 0,1 моль метана (СН4).

 

К списку уроков>>>

 

Урок по теме « Загрязнение воды»
( с применением педтехнологии развития критического мышления и метода проектов)


Цели:   1.Познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые при этом возникают.
                  2. Развитие познавательной активности ребят, умений анализировать, систематизировать, обобщать.
                  3. Привитие интереса к предмету.
                  4. Воспитание любви к природе, родному краю.
Оборудование: Выставка книг и рисунков по теме урока, таблицы с результатами ученического исследовательского проекта.
                                               План.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

- Фронтальная беседа.
а) Почему вода считается источником жизни на земле?
б) По каким признакам можно отличить чистое вещество от смеси?
      3. Сообщение темы и целей урока.
      4. Стадия вызова.
           а) Подумайте, что вам известно о загрязнении воды?
           б) Считаете ли вы эту проблему важной?
           г) Обсудите информацию с соседом
Затем проводится фронтальная беседа с классом. На доске и в тетрадях учащихся вычерчивается таблица, куда заносится информация.

Вид загрязнения

Загрязняющий фактор

Источник загрязнения

Устранение

 

      5.Стадия осмысления.
Учитель: Наш район не богат водными ресурсами. Тем более нас должна волновать чистота реки Неледины, протекающей через город. Группа ребят класса работала над проектом « Городская река». Сейчас они познакомят нас с результатами работы, а вы должны будете заполнить таблицу, занеся в нее новую информацию ( приложение 1).
Ученики: Заслушивают информацию по проекту и заполняют таблицу.
   6. Стадия рефлексии.
      а) Фронтальная беседа по систематизации информации с заполнением таблицы на доске.
      б) Составление синквейна ( сначала в парах, затем фронтально)
  7. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Написать сочинение - эссе на тему « Поможем нашей речке».

 

     Урок химии по теме

«Экологические проблемы загрязнения воды» в 8 классе


Цели урока:

- Обучающая:
-  познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые при этом возникают, методами разрешения этих проблем.

- Развивающая:
- развитие познавательной активности ребят, умений анализировать, систематизировать, обобщать.
- развитие учебных умений получать знания, используя различные источники информации.
- Воспитательная:
Воспитание любви к природе, родному краю, чувства причастности к сохранению природы и ее ресурсов.

Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
При проведении урока используется электронная презентация, составленная учителем с использованием программы Microsoft Power Point, презентация проекта членов химического кружка «Городская река».

Межпредметные связи на уроке:

Экология: проблемы нарушения равновесия в природе, связанные с загрязнением воды.
Биология: биологическое загрязнение воды.

Методы обучения:

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием педтехнологии развития критического мышления и ИКТ.

                                               План.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

- Фронтальная работа: выполнение теста «Выбери правильный ответ» (слайд №1)
1. Среди указанных физических свойств выберите то, которое не относится к воде:
а) бесцветная, б) прозрачная, в) имеет цвет, г) кипит при температуре 1000С.
2. Из перечня оксидов выберите тот, который при взаимодействии с водой образует кислоту:
а) СаО, б) SO3, в) Na2O, г) K2O
3. . Из перечня оксидов выберите тот, который при взаимодействии с водой образует щелочь:
а) CO2, б) ВаО, в) SO2, г) Р2О5
4. Какой из указанных металлов не взаимодействуют с водой:
а) Al, б) Cu, в) Са, г) К
5. Вода, не содержащая никаких примесей, является:
а) водопроводной, б) дистиллированной, в) речной, г) колодезной.
6. С каким свойством воды связано присутствие в ней растворимых примесей:
а) жидкость, б) растворитель, в) большая теплоемкость, г) плотность равна 1г/мл.

3. Сообщение темы и целей урока (слайды № 2,3)
      4. Стадия вызова: «Мозговой штурм»:
В парах ребята обсуждают вопросы:
а) Подумайте, что вам известно о загрязнении воды?
б) Считаете ли вы эту проблему важной?
Затем проводится фронтальная беседа с классом.  В тетрадях учащихся вычерчивается таблица.

Вид загрязнения

Загрязняющий фактор

Источник загрязнения

Устранение

      5.Стадия осмысления:
5.1. На слайде №6 вы видите основные факторы, которые могут загрязнять окружающую среду (пластмассовые бутылки, соли тяжелых металлов, кислоты, шлак, опилки, канализационные стоки, сбросы животноводческих ферм, сбросы теплой воды и др.). Попробуйте объединить их в группы сходных факторов.
5.2. Представители групп  на интерактивной доске отмечают сходные факторы одной цифрой.
5.3. Заполнение 2 графы таблицы (слайд №7). Знакомство с основными видами загрязнения воды: механическое, химическое, биологическое, тепловое. Заполнение 1 графы таблицы.
5.4. Обсудите в парах возможные источники разных видов загрязнения воды. Заполните графу 3 таблицы.
5.5. Беседа по результатам работы (слайд №8).
5.6. Последствия загрязнений – обсуждение по материалам слайдов №9,10,11.
5.7. Изучите содержание текста «Как очищают воду». Выберите основные методы устранения каждого вида загрязнений (работают в парах, слайд №12). Заполните графу 4 таблицы.
5.8. Беседа по результатам работы (слайд №13).
5.8. Через наш город протекает небольшая, но очень красивая речка Неледина. Как обстоят дела с загрязнением реки? Члены химического кружка провели исследование. Давайте посмотрим, к каким выводам они пришли.
5.9. Презентация исследовательского проекта «Городская река» (слайды №14-24).
6. Стадия рефлексии: прием «Шесть шляп критического мышления» (слайд №25).
6.1. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по проблеме загрязнения воды на основании данных концептуальной таблицы.
-  «Белая шляпа»- статистическая (констатируются факты без их обсуждения).
- «Желтая шляпа» - положительная (высказываются положительные моменты).
- «Черная шляпа» - негативная  (высказываются отрицательные моменты).
- «Синяя шляпа» - аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?).
- «Зеленая шляпа» - творческая (можно высказывать самые «бредовые идеи и предложения»).
- «Красная шляпа» - эмоциональная (группа формулирует эмоции, испытанные при работе с материалом).
    6.2. Заключительное слово учителя (слайд №26).

 7. Подведение итогов урока.
 8.  Домашнее задание (слайд №27)%
       - Записи в тетради;
- рассуждение на тему «Нефть в море. Что делать?»*;
- составить синквейн. *

 

 

КАК ОЧИЩАЮТ ВОДУ
Питьевая вода, обеспечивающая нормальный ход жизненных процессов в организме челове­ка, должна отвечать трем основным требованиям: 
1. Не содержать посторонних веществ в концентрациях, которые могут вредно влиять на здоровье человека.
2. Не содержать болезнетворных организмов.
3. Не иметь запаха, цвета, быть прозрачной и приятной на вкус.
В крупных населенных пунктах имеются очистные сооружения для получе­ния чистой питьевой воды. Вода при отборе из открытого или закрытого водо­ема проходит через металлические сетки, оставляя на них крупные механи­ческие примеси. Оседание мелких механических примесей происходит в от­стойниках. Затем в воду добавляют специальные вещества (коагулянты), ко­торые помогают мельчайшим частичкам мути собираться в более крупные cгустки, легко оседающие на фильтре из песка, гравия или дробленого антрацита. После фильтрования воду обеззараживают с помощью газообразного хлора или озона, которые убивают микрофлору и окисляют органические вещества. Дополнительную обработку воды в домашних условиях проводят фильтрами типа «Родничок», «Барьер».
Есть еще одна проблема - это очистка уже использованной на производ­стве, так называемой сточной воды.  В различных сточных водах обнаружено более 10 000 веществ-загрязнителей. Очистка сточных вод основана на извес­тных вам физических методах (отстаивании, фильтровании и т.д.) плюс хими­ческих и биологических. В основе химических методов лежат разнообразные химические реакции: окисления, нейтрализации, осаждения и т.д. В результа­те этих реакций образуются безвредные либо менее вредные вещества, легко удаляемые из стоков. Например, если сточная вода имеет кислую среду, то ее нейтрализуют щелочами. Так биологическая очистка основана на создании оптимальных условий для работы микроорганизмов-санитаров, питающихся органическими и неорганическими веществами сточных вод, в результате чего образуются без­вредные вещества: углекислый газ и другие.
Промышленный кругооборот воды стремятся сделать замкнутым, т.е. воду «забирают» один раз при пуске производства. Затем отработанную воду очи­щают и вновь возвращают в производство. Такую воду называют «оборот­ной». На некоторых производствах собирают дождевую («ливневую») воду и после очистки пускают в производство.

 

 

 

Вид загрязнения

Загрязняющий фактор

Источник загрязнения

Устранение загрязнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К списку уроков>>>

 


Hosted by uCoz