Тема урока «Ими славится земля российская»
Цели: 1. Познакомить учащихся с некоторыми народными промыслами,
основанными на применении алгомосиликатов.
Оформление класса: 1) на доске портрет МВ.Ломоносова, строчки из его стихотворения: «Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые Стекло чтут ниже Минералов…»
2) Выставка книг о М.В.Ломоносове, иллюстраций, образцов художественных промыслов.
Ход урока
3. Сообщение темы и целей урока. Вводное слово учителя: Россия с древности славится своими традициями. Высокохудожественные изделия русских мастеров уникальны и до сегодняшнего дня востребованы во всем мире, снискали громкую славу на международных выставках. А ведь очень часто для создания настоящих произведений искусства русские умельцы использовали глину, которая служит человечеству много тысяч лет. Что же из нее изготавливали русские художники?
4. Учащиеся выступают с сообщениями:
1) «Глиняные игрушки Дымкова и Скопина»
2) Золотая хохлома
3) Гжельская роспись
5. Учитель: Высокохудожественные изделия создаются и с использованием цветных стекол. Особый род творчества – «мозаичное художество» М.В.Ломоносова. Что вы, ребята, знаете об этом ученом? (беседа)
М.В.Ломоносов является также основоположником всей системы образования и просвещения России. Он был основателем первого, в стране Московского университета (1755г.), который носит имя ученого и является в настоящее время одним из крупнейших и престижнейших ВУЗов страны. В этом году ему исполняется 250 лет. Передавая эстафету научного поиска, или роту взглядов нам, далеким потомкам, Ломоносов провозглашал:
«Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
Наш долг знать, беречь и приумножить русские традиции.