Краснохолмская средняя школа №1

Business picture

Химия

фото

Белякова Надежда Викторовна
Учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения " Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1". Высшая квалификационная категория.

Примеры уроков с применением разнообразных методов и технологий

Содержание и методика применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках химии

Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии

Из опыта работы по использованию технологии В.М. Монахова

Основными параметрами педтехнологии В.М.Монахова являются целеполагание, диагностика, дозированные домашние задания, коррекция. Четко спланированные цели в рамках всей темы и урока помогают и учителю и ученику более точно спланировать свою работу по достижению конкретного результата. Разноуровневая диагностика по педтехнологии В.М.Монахова позволяет не только определить, какой результат достигнут при изучении материала, но и более полно и своевременно выявить основные пробелы в знаниях и умениях учеников, а также спланировать работу по их коррекции. С самого начала изучения темы ученики знают, на какой результат они должны выйти, а система дозированных домашних заданий является тем ориентиром и способом, который помогает каждому ребенку достичь конкретной цели.

Если в рамках традиционного способа обучения контрольные и проверочные работы всегда вызывали у ребят излишние волнения и переживания, то диагностики по педтехнологии В.М.Монахова они воспринимают спокойно, так как их содержание не является для учащихся чем-то неожиданным и соответствует задачам, которые были обозначены перед ними учителем. Четкая дифференциация диагностик позволяет каждому ученику самому выбрать для себя конечный ориентир, а также проверять свои знания и умения в плане достижения более высокого результата.
Система коррекции «брака» в работе снимает у школьников страх перед неудачами, что особенно является важным для слабых учеников. Они знают, что в случае отрицательного результата не останутся один на один с «2». Помощь учителя, одноклассников, работа с карточками-инструкциями, выполнение индивидуальных заданий не позволяет перерасти временной неудаче в «хроническую болезнь».
Сильные ученики, считающие, что полученная оценка их знаний и умений ниже той, которую они хотели бы и могут иметь, тоже активно включаются в работу, нацеленную на более высокий результат. Т.е. происходит постоянная и целенаправленная совместная деятельность учителя и ученика, способствующая развитию каждого ребенка. Процесс обучения становится более комфортным не только для школьников, но и для педагога, так как позволяют видеть результат своей работы в данный момент, вовремя сориентироваться, избежать ошибок.
Использование при обучении химии педтехнологии В.М.Монахова способствует повышению интереса учеников к предмету, развитию положительной мотивации учения, улучшению качества знаний.
      Современная школа должна готовить учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, ориентироваться в конкретной ситуации, критически подходить к той или иной информации. Все это возможно только при достаточной сформированности определенных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации. Материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа, непроизвольно лучше запоминается. Недаром древнекитайская мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.

В рамках педтехнологии В.М.Монахова учитель имеет широкие возможности для выбора методов и форм изучения нового материала. И в этом плане педагогу может помочь педтехнология развития критического мышления.
Ведущие психологи мира по возрастной психологии Жан Пиаже и А.С.Выготский впервые ввели в науку понятия «критическое мышление», которое подразумевает умение смотреть на предметы и явления с разных сторон, видеть их положительные и отрицательные моменты, анализировать и делать выбор. Данная технология учит школьников воспринимать ситуацию целиком, выяснять причину проблемы перед ее решением, изменять свое первоначальное мнение под давлением очевидных фактов, работать с разными источниками знаний.
Так как технология развития критического мышления использует чтение и письмо, которые являются базовыми процессами в любой образовательной деятельности, она позволяет успешно решать задачи обучения и развития, а также способствует формированию навыков общения, умений совместно работать с другими людьми.
Свою работу по применению элементов данной педтехнологии я начала с разработки и проведения уроков с использованием информационных текстов, в частности текстов учебника, т.к. он является для школьников основным источником знаний.
Также это было обусловлено тем, что при переходе в 9-й класс интерес к химии у ребят несколько ослабевает. Во многом это связано с тем, что возрастает объем информации, которую необходимо усвоить, в том числе и читая учебник. Большие параграфы пугают школьников, и на фоне общей потери интереса к книге, как источнику информации, это приводит к тому, что часть детей просто не открывает учебник.
На уроке с использованием  текста, как источника знаний, ребенок не только читает материал учебника, но и учится размышлять, отсеивать главное от второстепенного, самостоятельно находить ответа на поставленные вопросы.
В процессе изучения химии учащиеся работают и с дополнительной литературой, с помощью которой готовят доклады, рефераты, выступления на семинарах и конференциях. Как правильно работать с текстом, выбрать главное, передать его содержание в более сжатой форме, этому мы тоже учимся на уроках с применением педтехнологии развития критического мышления. В старших классах изложение нового материала часто происходит в форме лекции, в процессе которой ученики выполняют определенные задания: заполнить графы таблицы, выбрать ответы на поставленные вопросы, составить схемы и т.д. При этом школьники учатся умению слушать, фиксировать услышанное, анализировать, строить свои суждения в процессе восприятия речи учителя.
Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств. Ведущими в процессе восприятия являются зрительный, слуховой, кожный и мышечный анализаторы. Процесс восприятия требует волевых усилий, устойчивости и концентрации внимания. На уроках химии первоначальное значение для развития непроизвольного внимания имеет эксперимент.
В своей практике я провожу уроки, на которых эксперимент является источником знаний. При этом учу ребят не только акцентировать внимание на внешнем эффекте опытов, а видеть за ними сущность сложных процессов, происходящих с веществами (уроки «Жесткость воды» - 9 кл. и «Характеристика водорода и кислорода, как простых веществ» - 8 кл.). Часто на уроках по педтехнологии развития критического мышления на стадии осмысления использую прием «свободная таблица». Причем таблица может быть «слепой», по мере ее заполнения ученики сами дают названия ее разделам, или содержать определенные категории для сравнения объектов, явлений. Одной из важнейших стадий уроков по педтехнологии развития критического мышления является стадия рефлексии, которая может быть представлена составлением синквейна – стихотворение из 5 строк. В зависимости от оставшегося времени синквейны могут составлять ребята индивидуально, или составляем все вместе.
Составлением синквейнов ученики занимаются и при выполнении домашнего задания. Анализ синквейнов позволяет учителю выявить, на сколько правильно школьники используют химические понятия, владеют терминологией, умеют анализировать информацию, выделить главное. Составление синквейнов способствует развитию положительной мотивации учения, создает определенный эмоциональный настрой, способствует развитию творческих способностей учеников, а также реализации межпредметных связей.
        Анализ качества знаний учащихся показывает, что изучение нового материала с использованием элементов педтехнологии развития критического мышления способствует повышению результативности обучении
            Педтехнология В.М. Монахова не исключает использование проектной технологии, нацеленной на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. При выполнении проекта учащийся самым непосредственным образом включен в активный образовательный процесс, самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
     Проектный метод – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал. Возможность активизации познавательной деятельности заложена в самой концепции проектного метода. Он создает предпосылки для активного вовлечения учащихся в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, актуализации знаний через их применение на практике. Проектная деятельность позволяет также поддерживать интерес к предмету.
      Кроме того, часто использую в своей практике модульные уроки, формирующие у учеников самостоятельность, умение концентрироваться, оценивать себя и других.

Далее – примеры уроков с применением разнообразных методов и технологий


1. Урок в 8 классе на тему «Свойства, получение и применение кислорода».

2. Тема урока: «Жесткость воды и способы ее устранения» - 9 кл.
( с применением технологии развития критического мышления)

3. Модульный урок по химии в 8 классе по теме
 « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».


4. Модульный урок по теме « Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

5. Урок по теме « Получение водорода и кислорода» (с применением педтехнологии развития критического мышления).


6. Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления)


7. Модульный урок по теме « Практическое занятие 2. Получение кислорода из перекиси водорода. Получение водорода действием цинка на соляную кислоту».


8. Урок по теме «Повторение и закрепление материала»Проводится в форме игры « Лабиринт».

9. Урок по теме « Загрязнение воды». Презентация к уроку.
( с применением педтехнологии развития критического мышления и метода проектов)

10. Урок химиии в 9 классе по теме "Силикатная промышленность"

11. Урок химии по теме «Экологические проблемы загрязнения воды» в 8 классе

12. Урок химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации»

13. Урок природоведения "Как астрономы изучают космос" с презентацией

14. Урок природоведения по теме "Звездное небо. Созвездия" с презентацией

15. Урок химии в 8 классе по теме "Состав, строение и свойства простых веществ металлов"


Hosted by uCoz