Краснохолмская средняя школа №1

Business picture

Ошибка в тексте? Выдели предложение с ошибкой и нажми Ctrl + Enter

Экспериментальная площадка

С сентября 2007г. в школе работает экспериментальная площадка

Программа работы экспериментальной площадки
МОУ Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1

 

"Разработка и внедрение природосообразного обучения и воспитания в условиях личностно-ориентированного подхода"

Руководит работой площадки заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель высшей категории
Сергеева Надежда Николаевна.

Актуальность. Актуальность избранной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности педагогического процесса, его результативности за счет комплексного использования интеллектуальных и психофизиологических возможностей организма, усиление его индивидуально-личностной направленности с целью становления активно действующей личности, владеющей навыками саморазвития, способной адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, с одной стороны и доминированием традиционных подходов, не учитывающих индивидуально-личностные  особенности и уровень развития физической, психо-эмоциональной сфер личности и поэтому являющихся сдерживающим фактором с другой стороны.
Объект исследования: образовательный процесс в условиях использования природосообразной педагогики.
Предмет исследования: структурные и содержательно-технологические основы природосообразного обучения и воспитания в условиях реализации личностно ориентированного подхода.
Цель: создание оптимальных условий для целостного развития личности ученика и учителя в их взаимообусловленности.

Задачи:

 

1. формирование духовно-ориентированной педагогической среды, способной реализовать идею целостного развития личности.

2. организация образовательного и методического процессов на основах принципа природосообразности.

3. формирование объективного мировоззрения у учителей, учащихся и родителей, основанного на естественных законах природы.

4. формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную, творческую активность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природно-экологической, социальной и космической средой обитания.

Гипотеза.Система природообразной педагогики в школе станет эффективнее, если:

  1. будет внедрена модель жизненного пространства личности;
  2. будет вестись целенаправленная работа по повышению иммунных сил организма, психологической устойчивости, укрепления здоровья учащихся и учителей за счет оптимального, сбалансированного развития физической, психо-эмоциональной, интеллектуальной и духовной сфер;
  3. будет комплексное использование интеллектуальных и психофизиологических возможностей организма каждого участника педагогического процесса;
  4. в ходе проектирования, планирования, организации и анализа научно-методического и образовательного процессов будут постоянно проводится диагностика, мониторинг и самоэкспертиза;
  5. в системе внутришкольной методической         работы будут доминировать интерактивные формы обучения педагогов;
  6. социокультурная инфраструктура района и города будет мобилизирована на реализацию внедряемой в школе программы целостного развития личности.

Методы исследования:

    изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации по теме эксперимента;
    • методы аналогии и проектов моделирования, независимых характеристик, экспертных оценок;
    • наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, эксперимент и др.


Перспективный план работы экспериментальной площадки.
Сроки и этапы.

Основные этапы

Сроки ОЭР

Содержание работы
(управленческой деятельности)

1

2

3

   I этап -    подготовительный

2007-2008 гг.

  • Создание условий /предпосылок/ для поэтапного перехода к природосообразной системе организации учебно-воспитательного процесса.
  • Решение вопросов ресурсного обеспечения проекта: кадрового, материально-технического, финансового, научно-методического, информационного.
  • Проведение системной диагностики, изучение личностных, психофизиологических и интеллектуальных особенностей учащихся и учителей.
  • Формирование высокого уровня мотивационной и профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности через систему обучающих семинаров, психологических тренингов, создание и сопровождение индивидуальных творческих проектов.

 

II этап – собственно-экспериментальный

 

2008-2011 гг.

 

  • Формирование духовно-ориентированной педагогической среды, способной реализовать идею целостного развития личности.
  • Мобилизация социокультурной инфраструктуры города и района на реализацию программы целостного развития личности.
  • Мониторинг инновационной деятельности.
  • Ресурсное обеспечение проекта.

III  этап – обобщающе-аналитический

2011-2012 гг.

      1. Итоговая  диагностика,  мониторинг,       самоэкспертиза  и  самоанализ  конечных  результатов.
       2. Обмен  опытом,  изучение  лучшего,
        обобщение,  распространение.
       3.  Отработка  всех  элементов   управляющей  и  управляемой  систем.
       4. Оформление  результатов  работы.                                


Критерии оценки результатов.

В содержательном аспекте: приведение содержания учебного материала в соответствие с запросами общества, с одной стороны, и личности, с другой.
В технологическом аспекте:  создание и освоение новых технологий, методик, приемов, позволяющих существенно повысить ресурс образовательной деятельности заведения, эффективности усвоения знаний за счет комплексного, оптимального использования возможностей организма;  повышение психической стабильности и стрессоустойчивости учащихся.
В организационном аспекте:  создание в школе здоровьесберегающего пространства;  создание эффективно действующей, оптимальной структуры методической сети, максимально ориентированной на решение задачи целостного развития личности.
В личностно-психологическом аспекте:  значительное повышение уровня образованности учащихся, их общей культуры, осведомленности, конкурентоспособности, психологической устойчивости;    повышение уровня здоровья и физического развития;    формирование осознанности  и ответственности за совершаемые поступки, гражданственности и коммуникативности.


Состав участников эксперимента:
учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы.

Формы представления результатов:Тексты докладов, методические рекомендации по внедрению природосообразного обучения и воспитания в условиях личностно-ориентированного подхода.

 

Анализ  работы  экспериментальной  площадки  учителей  начальных  классов  за 2008/09  учебный  год

        В  2008/09  учебном  году  методическое  объединение  учителей начальных классов  работало  в  форме  экспериментальной  площадки  по теме  «Разработка  и  внедрение  природосообразного  обучения  и  воспитания  в  условиях  личностно-ориентированного  подхода».
Работа  экспериментальной  площадки  в 2008/09  учебном  году  осуществлялась  в  рамках  экспериментального этапа,  цель  которого   развитие  творческого  и  научно-исследовательского  потенциала  учителей                           
В  круг  поставленных  задач  вошли:
* создание  условий  для  перевода  методической  работы в  научно-методическую  и  исследовательскую;
* привлечение  всех  учителей  с  учётом  индивидуально-дифференцированного  подхода  к  экспериментальной  работе.

В  ходе  работы  экспериментальной  площадки  в  истекшем  году  создавались  предпосылки  для  поэтапного  перехода  к  природосообразной  системе  организации  учебно-воспитательного  процесса.
Членами  экспериментальной  площадки
* представлено  5  открытых  уроков  для  воспитателей  ДОУ  и  учителей  школ  образовательного  округа;
*  изучен  теоретический   материал  по  теме  «Природосообразное  обучение  чтению»  /автор  Кушнир  Л.М./;
* проведены  исследования  на  темы:  «Зависимость  уровня  общей  успеваемости  обучающихся  от  индивидуальных  особенностей  памяти,  мышления  и  внимания»  /Широкова  О.Н.,  Постникова  Е.Ю /;   «Зависимость    общей  успеваемости  обучающихся  от  уровня  сформированности  у  них  умений  обобщать,  выделять  существенное, классифицировать» /Сергеева  Н.Н.,    Орлова  Г.А./.
Результатом   целенаправленной  научно-практической  работы  является  рост  профессионального  мастерства  педагогов. Все  педагоги – члены  экспериментальной  площадки  имеют  квалификационную  категорию:
- высшую - три  человека
-первую - четыре  человека
-вторую- двое.
Широкова  О.Н.,  Постникова  Е.Ю.,  Браунова  С.А.,  Раулль  Е.С.  прошли  курсы  повышения  квалификации  в ТО  ИУУ.
Важнейшим  показателем  качества  и  эффективности    методической  работы  является  уровень  обученности  учащихся,  умение  применять  полученные  знания  на  практике,  в  том  числе  и  в  нестандартных  ситуациях.

 

    По  итогам  2008/09   учебного  года  выявлены  следующие  результаты:

  • с отличием  закончили  учебный  год  11  учащихся-11%  от  числа  учащихся  2-4  классов,  в2007/08  -14%;
  • «4»  и   «5»  за  год  получили  45  человек – 47%,  в  2007/08 -50%;
  • качество  обучения  составило  61%,  в 2007/08 - 64%;
  • уровень  обученности  в  2008/089  году - 99%,  в 2007/08 – 100%.

 

Высокой  степени  качества  обученности  достигли:

  • по  русскому  языку:  2-а  класс/ уч. Браунова  С. А../-68%,  4-б  класс /уч. Орлова  Г.А../ - 69%, 3-а  класс /уч. Широкова  О.Н./-81%.
  • по  литературному  чтению:  3-а  класс /уч.  Широкова  О.Н./ - 100%, 3-б  класс /уч. Постникова  Е.Ю./ 73%,    4-а  класс /уч.  Сергеева  Н.Н./ -  77%,  4-б  класс /уч. Орлова Г.А./ - 81%,  2 класс /уч.  Браунова С.А./- 93%;
  • по  математике:  3-а  класс /уч. Широкова  О.Н./ - 81%,  4-б  класс /уч Орлова  Г.А./ - 69%,   2 класс /уч. Браунова С.А./-68%.

    
В  январе  2009  года  проводился  школьный  тур  олимпиад  по  русскому  языку  и  математике  среди  учащихся  четвёртых  классов.  Наиболее  отличившиеся учащиеся  представляли  школу  на  районных  олимпиадах. 
В  число  победителей  и  призеров   вошли:

*  по  математике:  1-е  место: Веселова  Виктория /уч. Орлова Г.А./
Ветковская  Настя   /уч.  Сергеева  Н.Н./
2-е  место:  Куликов  Павел      /уч. Сергеева  Н.Н./
3-е  место:  Верещагин  Антон /уч.  Сергеева  Н.Н./
В  течение  учебного  года   проводился  мониторинг  качества  обученности  по  русскому  языку  и  математике.
Школьным  психологом  осуществлялась   диагностика  напряженности  субъектов  образовательного  процесса  и    удовлетворённости созданными условиями.

Получению  положительных  результатов  обучения  способствовали  следующие  факторы:

  • применение  современных  эффективных  методов  обучения,  таких  как  проблемный,  поисковый,  наглядный;
  • использование  приёмов  дифференциации  процесса обучения;
  • развитие  познавательных  интересов    и  творческих  способностей учащихся;
  • целенаправленная  работа  педагогов  по  повышению  учебной  мотивации  учащихся;
  • работа  с  родителями,  направленная  на  повышение  роли  семьи  в  воспитании  и  обучении  детей.

Среди  причин,  затрудняющих  достижение  более  высоких  результатов  обучения,  можно  выделить  следующие:

  • слабое  здоровье, низкий  уровень  психологической  и  мотивационной  готовности  к  обучению  у  части  детей;
  • отсутствие  заинтересованности и  помощи  в  деле  воспитания  и  обучения  со  стороны  отдельных  родителей.

Решение:
1. Совершенствовать  методику  ведения  уроков,  внеклассную  работу  по  предметам  и  работу  с  родителями  в целях  повышения  качества  обучения  учащихся.
2.Продолжить  изучение  модели  природосообразного  обучения  и  воспитания.

 

План  работы  экспериментальной  площадки  на  2009/10  учебный  год.

Тема:  «Разработка  и  внедрение  природосообразного  обучения  и  воспитания  младших  школьников».

Цель: развитие  творческого  и  научно-исследовательского  потенциала  учителей.

Задачи:
1.Формирование  духовно-ориентированной  педагогической среды,  способной  реализовать идею  целостного  развития  личности.
2.Создание  условий  для  научно-методической  и  исследовательской  работы  педагогов.
3.Привлечение  всех  педагогов  с  учётом  индивидуально-дифференцированного  подхода  к  экспериментальной  работе.

Время  работы   в  режиме  ЭП     3-й год
Этап                                             экспериментальный

Содержание  работы

Сроки

Исполнители

Организационно – управленческие  аспекты

 Уточнение  состава  группы  учителей-экспериментаторов

Сентябрь

Руководитель  ЭП

Организация  УВП  школы  с  учётом  особенностей  условий  проведения  ЭЗ

Сентябрь - май

Зам. директора  по  науч.работе

Организация  поддержки  и  сопровождения  ЭР:   *медико-психолого-педагогического,
*научно-методического,
*информационного

В  течение  года

Директор  школы

Формирование  медиа- и информационного  наполнения  медиатеки  для  информационной  поддержки  ЭР.

В  течение  года

Зам. директора  по  науч.работе

Контроль  хода  ЭР

В течение  года

Зам. директора  по науч. работе

 

     Научно – методическое  сопровождение  ЭР

Планирование  ЭР

Сентябрь

Зам.   д иректора по науч. работе
Руковод. ЭП

Изучение  теоретических материалов по  теме «Природосообразное  обучение  чтению  и  письму»  /авт. Кушнир Л.М./

Сентябрь - октябрь

Учителя - экспериментаторы

Консультирование учителей-экспериментаторов

В течение года

Зам. директора по науч. работе, руководит. ЭП.

Подготовка отчётных материалов

Май

Руководит. ЭП

Изучение  методики развития психомоторных функций у детей

В  течение  года

Иванова Т.К.

Подготовка и проведение  итоговой конференции  по результатам  3-го  года ЭР

Май

Зам. директора по науч. работе, руководит. ЭП

 Медико-психолого-педагогическое  сопровождение ЭР

Определение задач и целей медико- психолого-педагогического сопровождения ЭР

Сентябрь

Психолог

Обработка и использование  МПП тестирования  уч-ся для определения зоны наблюдения экспериментального воздействия

В течение года

Психолог

Экспериментальная и исследовательская работа учителей

Индивидуальное  планирование 3-го года ЭР учителями

Сентябрь-март

Руководит. ЭП, педагоги

Планирование  работы  педагогов  по  самообразованию  на  2009/10  учебный  год

Сентябрь

Сергеева Н.Н.

Проведение  диагностики  по ЗУН  в классах,  работающих в  ЭР

Сентябрь, декабрь,     май

Зам.  директора по УВР  в  нач. кл.

Разработка  форм  проведения  и  методик проведения  экспериментальных  уроков

В течение  года

Руководит.ЭП

Проведение  открытых  уроков экспериментального  преподавания

16.10.09 г.

11.12.09г.
12.02.10 г.

Орлова  Г.А.
Сергеева Н.Н.
Широкова О.Н.  Постникова Е.Ю.

Разработка  серии  уроков  с  использованием  технологии природосообразного  обучения

В  течение  года

Учителя- экспериментаторы

Методический  анализ  разработанных  уроков

Апрель,  май

Зам. директора  по  науч. работе.

Внедрение  методики  развития  психомоторных  функций  у  младших школьников в  практическую деятельность.

В  течение  года

Сергеева Н.Н.  Орлова Г.А.  психолог

Исследование  влияния  развития  психомоторных  функций  на  уровень  познавательной  активности  учащихся.

Сентябрь,  декабрь

Иванова  Т.К. психолог

Формирование  приёмов  мышления  в  обучении  младших  школьников /из опыта/

Сентябрь, февраль

Браунова С.А.

Развитие  творческих  способностей  младших  школьников

Содействовать  участию  детей:
в  работе  школьных  и  внешкольных  кружков  по  интересам, 
в  школьных  и  районных  олимпиадах,
в  подготовке  и  проведении  общешкольных  праздников  и  предметных  недель.

В  течение  года.

Педагоги

Реализация  преемственности  между  ступенями  обучения

  1. «Круглый  стол»  по  проблеме  преемственности  ДОУ – начальные  классы.
  2. Семинар – практикум «Обеспечение преемственности  при  переходе  учащихся  начальных  классов в  среднее   звено»

Октябрь,  март

 

Октябрь,
апрель

Сергеева Н.Н. Дрожженикова С.В.

Сергеева Н.Н.
Романова С.В.

Координирование  методической  работы  в  образовательном  округе.

Консультации  по  методике  преподавания   в  начальной  школе.

Ежемесячно    /первая  пятница  месяца/

Сергеева Н.Н., учителя  нач. классов

 

Консультации  по  организации  воспитательной работы

Ежемесячно   /первая  пятница  месяца/

Орлова Г.А.

Посещение  школ образовательного  округа  с  целью  оказания  методической  помощи.

В  течение  года

Педагоги

 

 

 

Привлечение  учителей  школ  образовательного  округа  к  участию в  работе  ЭП:  посещение  открытых  уроков, изучение  теоретических  материалов,  проведение  исследований.

В течение  года

Руководитель  ЭП

      
Зам.  директора по научной  работе                             /Белякова Н.В./
Руководитель  ЭП                                                         /Сергеева Н.Н/

 


 


Hosted by uCoz