Главная страницa Методическая работа
Серова Ольга Викторовна,
учитель информатики МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1»,
высшая квалификационная категория
|
|
|
Урок по курсу «ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО»
Тема: «Бланки документов»
Презентация к уроку (1,29 Мб).
Цели:
- развивающие: развивать профессиональные навыки учащихся через грамотное оформление документов на ПК;
- образовательные: познакомить учащихся с бланками документов, привить профессиональные навыки в оформлении бланка документа конкретного учреждения;
- воспитательные: повысить интерес старшеклассников к профессиональной деятельности, подчеркнуть значимость высокой компетенции любого специалиста.
Ход урока.
- Повторение материала прошлого урока. На предыдущих уроках мы говорили о том, что согласно ГОСТ Р 6.30 - 2003 для каждого вида ОРД определен свой формуляр – совокупность реквизитов, расположенных в определенных зонах и границах в установленной последовательности. Реквизитов всего 30.
Формуляры ОРД с угловым и продольным расположением реквизитов на доске (см, электронное приложение). Сегодня мы будем работать с 14 первыми реквизитами. Давайте повторим назначение и некоторые требования коформлению этих реквизитов. (Опрос по слайдам)
- Лекция учителя. Все поле формата можно условно разделить на 3 части: служебное поле документа, поле для размещения реквизитов продольного и углового штампов и рабочее поле. Сегодня на уроке речь пойдет о второй части. Стандартный лист бумаги с нанесенными на нем постоянными реквизитами (1 - 14), содержащими необходимую информацию об организации – авторе документа, называется бланком документа. Запишем тему урока: «Бланки документов».
Бланки допускается изготавливать типографским способом или с помощью компьютера. Исключение составляют гербовые бланки. Устанавливают два стандартных формата бланков документов - А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм).
Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее:
20 мм - левое;
10 мм - правое;
20 мм - верхнее;
20 мм - нижнее.
В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков - угловой и продольный.
Вариант бланка с угловым размещением реквизитов считается более выгодным, т.к
- позволяет сэкономить до 20% площади формата;
- рационален для оформления писем, т.к. в этом случае правый верхний угол бланка используется для указания адреса получателя;
- удобен для документов, которые требуют утверждения (гриф утверждения документа располагается в правом верхнем углу, 16 реквизит).
Для организации, его структурного подразделения, должностного лица установлены следующие виды бланков документов:
- общий бланк – реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14;
- бланк письма – реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, при необходимости, отметки для обозначения мест расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20;
- бланк конкретного вида документа (кроме письма) – реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14, а также отметки мест расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19.
(Все виды бланков демонстрируются на доске, см. электронное приложение).
- Практическая работа: спроектируйте на ПК формуляры общего бланка и бланка письма для любой вымышленной организации (представьте, что вы открыли свое дело). Проявите элемент творчества при изготовлении торгового знака (эмблемы) вашей организации. (Несколько работ демонстрируется на интерактивной доске, критически оценивается их соответствие ГОСТ Р 6.30 -2003. Оценку за работу получают все учащиеся)
- Требования к изготовлению, учету и хранению гербовых бланков (рассказ учителя, сопровождаемый показом образцов гербовых бланков и журнала их регистрации):
- Гербовые бланки изготавливают только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.
- Гербовые бланки в организациях подлежат учету. На гербовых бланках типографским способом или нумератором проставляют порядковые номера, а при необходимости и серии этих номеров. Учет гербовых бланков ведется раздельно по видам бланков в регистрационно-учетной форме.
- Гербовые бланки хранят в надежно запираемых и опечатываемых шкафах.
- Уничтожение гербовых бланков осуществляют по акту с отметкой в регистрационно-учетной форме.
- Контроль за изготовлением, использованием и хранением гербовых бланков возлагается на подразделение организации, ответственное за делопроизводство.
- Лица, персонально ответственные за учет, использование и хранение бланков, назначаются приказом руководителя организации.
6. Подведение итогов урока.