Исследовательский проект «Городская река»

Скачать в виде презентации (1.2 mb)

Выполнили учащиеся 8 класса МОУ Краснохолмская СОШ №1:

  1. Введение.

        Жак-Ив Кусто, знаменитый французский исследователь морских глубин, утверждает, что по соотношению воды и суши нашу планету следует называть не Земля, а Океан. Кусто писал: «Океан- это вода, а значит сама жизнь».
         На долю воды приходится примерно 70% поверхности земного шара, а мир страдает от жажды, потому что основная масса воды - соленая. В ней столько соли, что можно покрыть всю сушу слоем 200 метров. Пресной же воды совсем немного, и то большая ее часть находится в недоступном для человека состоянии: ледники гор, Арктики и Антарктиды. Тем более остро перед человечеством стоит проблема чистоты водных ресурсов.
2.   Цели:
   1. Показать взаимосвязь состояния всех живых организмов и чистоты водных ресурсов.
    2.  Выявить основные виды загрязнений реки Неледины.
    3.  Познакомиться с методиками изучения качества пресной воды.
    4.  Научиться использовать полученные знания для прогнозирования изменений природных водоемов и проектирования решений экологических проблем

  1. Источники и виды загрязнений природных ресурсов.
    Загрязнение воды стало грозной опасностью для человечества. Существуют следующие виды загрязнений воды:
    - Механическое – загрязнение воды твердыми частицами. Оно происходит при попадании в водоем песка, глины, шлаков, пустой породы – отходов добывающей, металлургической, химической, строительной промышленности, а также твердых бытовых отходов.
    - Химическое – это загрязнение воды химическими веществами: нефтью и нефтепродуктами, соединениями тяжелых металлов, минеральными удобрениями, синтетическими моющими средствами ( СМС ) и др. Основные источники этого вида загрязнений – выбросы предприятий, аварии, сельскохозяйственное производство, автотранспорт.
    - Биологическое – загрязнение водоемов органическими веществами биологического происхождения, содержащимися в бытовых и производственных стоках, а также различными вредными микроорганизмами.
    - Тепловое – это увеличение температуры воды в водоемах. Эта проблема актуальна для регионов с АЭС, для охлаждения ядерных реакторов которых используется вода.
          
    Последствия загрязнений.

                    Перечисленные виды загрязнений приводят к очень серьезным последствиям. Так, например, загрязнение воды соединениями тяжелых металлов ( свинца, ртути ) и редкоземельных ( лития, кадмия ) приводит к поражению органов слуха, зрения, нервной системы, возможны случаи паралича и рождения детей с физическими и психическими аномалиями.
                При попадании в водоемы минеральных удобрений происходит неумеренное разрастание водной растительности, что приводит к гибели водных обитателей, а затем и водоема.
               Очень опасны нефтяные загрязнения. Одна тонна нефти, растекаясь по водной поверхности, способна занять площадь в 12 км2, а один литр нефти может сделать непригодным 1 млн литров воды. Нефтяная пленка представляет преграду для газообмена между водой и атмосферой. Она препятствует поглощению водой кислорода и углекислого газа, вызывая гибель планктона. Эта пленка представляет большую опасность для морских птиц и животных.
               При повышении кислотности воды в водоемах быстро нарастает содержание высокотоксичных ионов тяжелых металлов. Токсичная вода разрушает скелеты рыб, раковины моллюсков, приводит к сокращению популяций.
                Химические вещества, двигаясь по цепям питания, достигают в последнем звене такой концентрации, что могут быть смертельными для человека.
               Опасными источниками загрязнений являются бытовые стоки, содержащие огромное количество органических соединений и болезнетворных организмов. СМС, попадая в воду, дают обильную пену, она поглощает другие загрязнения и микроорганизмы, повышая их концентрацию.

    Методика проведенных исследований.

             Для определения видов загрязнений реки Неледины, протекающей по территории Красного Холма, мы исследовали берега реки и воду на предмет механического загрязнения. Берега реки сильно захламлены бытовым мусором, ветками деревьев, стеклянными и металлическими отходами. В воде много полиэтиленовых бутылок.
             Были произведены заборы воды в следующих местах:
      - до больницы,
      -  в районе больницы,
      - на плоту по ул. Калинина,
      - у городской бани,
      - в районе детского сада «Ласточка».
            Для изучения качества воды использовались следующие методы:
      - физическое изучение
      - химическое изучение.
            В результате физического изучения определяли:
      - цвет воды.
    Он определяется содержащимися в воде общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Соли железа и гуминовые кислоты, которые образуются при перегнивании растительности и окрашивают воду в желтый, желтовато-бурый, коричневые цвета. Зеленоватая окраска бывает, когда бурно размножаются микроскопические водоросли и животные. Это свидетельствует о перенасыщенности воды питательными веществами.
        - Прозрачность воды определяется с помощью химического стакана, наполненного полностью водой. Его ставят на печатный текст газеты, смотрят текст сквозь толщу воды. В зависимости от видимости текста прозрачность воды оценивается как:
      - прозрачная,
      - слегка замутненная,
      - мутная,
      - очень мутная.
       - Запах воды связан, как правило, с деятельностью водных организмов, с влиянием почвы и донного грунта. Запаха может не быть, или он слабо ощутим, может быть болотный, землистый, рыбный, огуречный, аммиачный и др.
        В результате химического анализа определили рН воды, наличие ионов Fe3+, Рb2+,Cu2+. Для определения кислотности воды (рН) использовали универсальный индикатор, изменение окраски которого сравнивали с цветовой шкалой.
           Для обнаружения ионов Cu2+ использовали желтую кровяную соль К4[Fe(CN)6]. При их наличии должен быть осадок красно-бурого цвета.
           Для обнаружения ионов Рb2+ используется раствор иодида калия, должен выпасть осадок желтого цвета (PbI).
           Для обнаружения ионов  Fe3+ используют 20% раствор роданида калия. Полоски фильтровальной бумаги помещают на 20 минут в исследуемую воду, высушивают на воздухе. На полоску капают реагент. В случае обнаружения ионов наблюдается окрашивание от розового до буро-красного.

     

    6. Результаты проведенных исследований.    

     

    Место забора  
    воды

     

    Запах

     

    Цвет

     

    Прозрачность

     

    рН

     

    Fe3+

     

    Pb2+

     

    Cu2+

     

    1).До больницы

    2).У больницы

     

    3).На плоту по ул. Калинина

    4).В районе бани

    5). В районе д\с «Ласточка»

     

     

    нет

     

    болотный

     

    болотный

     

    рыбный

     

    рыбный

     

    желто-
    зеленоватый

    светло-зеленый

     

    бледно-зеленый

     

    светло-зеленая

    бледно-зеленая

     

    прозрачная

     

    прозрачная

     

    слегка замутненная

     

    слегка замутненная

    слегка замутненная с пятнами нефтепродуктов

     

    6

     

    8

     

    7

     

    7

     

    6

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    нет

     

    7).Выводы:

    1. Наличие зеленоватой окраски говорит о том, что вода в реке насыщена органическими веществами, которые попадают в реку с канализационными стоками.
    2. Характерный запах говорит о том, что в воде происходят процессы гниения.
    3. рН соответствует нейтральной, слабокислой и слабощелочной среде, что соответствует норме.
    4. Химическое загрязнение представлено небольшими пятнами нефтепродуктов в районе пирса, где часто моют автомобили, и СМС.
    5. Основные виды загрязнения реки Неледины – механическое и биологическое.

    8) Заключение.

          В результате проведенного исследования мы выявили, что состояние реки Неледины не является катастрофическим, что подтверждает довольно разнообразный животный и растительный мир. Однако выявленные механическое и биологическое загрязнения выражены довольно сильно и из года в год прогрессируют.
        Причины этого следующие:

    1. Отсутствие городских очистных сооружений.
    2. Стирка и полоскание белья в реке.
    3. Отсутствие в рамках города программы по сбору бытовых отходов.
    4. Низкий уровень культуры населения.

    Пока река справляется с объемом загрязнений благодаря системе самоочищения, которая присутствует в каждом естественном водоеме. Подсчитано, что вода в реках при отсутствии дальнейшего загрязнения становится чистой уже через несколько дней. Этот процесс зависит от объема и глубины водоема, температуры, скорости течения, химических и биологических процессов, протекающих в воде.
    В ней происходит нейтрализация кислот и оснований, идут процессы окисления.
    Важно строго контролировать состав и количество стоков предприятий и организаций города.
         Благоустройство города и строительство очистных сооружений - процесс дорогостоящий. Но помочь реке может каждый, соблюдая элементарные нормы поведения по ее эксплуатации. Нельзя превращать реку в помойку.
    Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в экологической акции «Чистая река». Мы поддерживаем  порядок на берегу реки в районе больницы и парка Победы. Мы считаем, что содержать нашу маленькую, но такую красивую,  речку в чистоте – долг каждого.

    Скачать в виде презентации

                 

 

Hosted by uCoz