Скачать в виде презентации (1.2 mb)
Выполнили учащиеся 8 класса МОУ Краснохолмская СОШ №1:
Жак-Ив Кусто, знаменитый французский исследователь морских глубин, утверждает, что по соотношению воды и суши нашу планету следует называть не Земля, а Океан. Кусто писал: «Океан- это вода, а значит сама жизнь».
На долю воды приходится примерно 70% поверхности земного шара, а мир страдает от жажды, потому что основная масса воды - соленая. В ней столько соли, что можно покрыть всю сушу слоем 200 метров. Пресной же воды совсем немного, и то большая ее часть находится в недоступном для человека состоянии: ледники гор, Арктики и Антарктиды. Тем более остро перед человечеством стоит проблема чистоты водных ресурсов.
2. Цели:
1. Показать взаимосвязь состояния всех живых организмов и чистоты водных ресурсов.
2. Выявить основные виды загрязнений реки Неледины.
3. Познакомиться с методиками изучения качества пресной воды.
4. Научиться использовать полученные знания для прогнозирования изменений природных водоемов и проектирования решений экологических проблем
Источники и виды загрязнений природных ресурсов.
Загрязнение воды стало грозной опасностью для человечества. Существуют следующие виды загрязнений воды:
- Механическое – загрязнение воды твердыми частицами. Оно происходит при попадании в водоем песка, глины, шлаков, пустой породы – отходов добывающей, металлургической, химической, строительной промышленности, а также твердых бытовых отходов.
- Химическое – это загрязнение воды химическими веществами: нефтью и нефтепродуктами, соединениями тяжелых металлов, минеральными удобрениями, синтетическими моющими средствами ( СМС ) и др. Основные источники этого вида загрязнений – выбросы предприятий, аварии, сельскохозяйственное производство, автотранспорт.
- Биологическое – загрязнение водоемов органическими веществами биологического происхождения, содержащимися в бытовых и производственных стоках, а также различными вредными микроорганизмами.
- Тепловое – это увеличение температуры воды в водоемах. Эта проблема актуальна для регионов с АЭС, для охлаждения ядерных реакторов которых используется вода.
Последствия загрязнений.
Перечисленные виды загрязнений приводят к очень серьезным последствиям. Так, например, загрязнение воды соединениями тяжелых металлов ( свинца, ртути ) и редкоземельных ( лития, кадмия ) приводит к поражению органов слуха, зрения, нервной системы, возможны случаи паралича и рождения детей с физическими и психическими аномалиями.
При попадании в водоемы минеральных удобрений происходит неумеренное разрастание водной растительности, что приводит к гибели водных обитателей, а затем и водоема.
Очень опасны нефтяные загрязнения. Одна тонна нефти, растекаясь по водной поверхности, способна занять площадь в 12 км2, а один литр нефти может сделать непригодным 1 млн литров воды. Нефтяная пленка представляет преграду для газообмена между водой и атмосферой. Она препятствует поглощению водой кислорода и углекислого газа, вызывая гибель планктона. Эта пленка представляет большую опасность для морских птиц и животных.
При повышении кислотности воды в водоемах быстро нарастает содержание высокотоксичных ионов тяжелых металлов. Токсичная вода разрушает скелеты рыб, раковины моллюсков, приводит к сокращению популяций.
Химические вещества, двигаясь по цепям питания, достигают в последнем звене такой концентрации, что могут быть смертельными для человека.
Опасными источниками загрязнений являются бытовые стоки, содержащие огромное количество органических соединений и болезнетворных организмов. СМС, попадая в воду, дают обильную пену, она поглощает другие загрязнения и микроорганизмы, повышая их концентрацию.
Методика проведенных исследований.
Для определения видов загрязнений реки Неледины, протекающей по территории Красного Холма, мы исследовали берега реки и воду на предмет механического загрязнения. Берега реки сильно захламлены бытовым мусором, ветками деревьев, стеклянными и металлическими отходами. В воде много полиэтиленовых бутылок.
Были произведены заборы воды в следующих местах:
- до больницы,
- в районе больницы,
- на плоту по ул. Калинина,
- у городской бани,
- в районе детского сада «Ласточка».
Для изучения качества воды использовались следующие методы:
- физическое изучение
- химическое изучение.
В результате физического изучения определяли:
- цвет воды.
Он определяется содержащимися в воде общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Соли железа и гуминовые кислоты, которые образуются при перегнивании растительности и окрашивают воду в желтый, желтовато-бурый, коричневые цвета. Зеленоватая окраска бывает, когда бурно размножаются микроскопические водоросли и животные. Это свидетельствует о перенасыщенности воды питательными веществами.
- Прозрачность воды определяется с помощью химического стакана, наполненного полностью водой. Его ставят на печатный текст газеты, смотрят текст сквозь толщу воды. В зависимости от видимости текста прозрачность воды оценивается как:
- прозрачная,
- слегка замутненная,
- мутная,
- очень мутная.
- Запах воды связан, как правило, с деятельностью водных организмов, с влиянием почвы и донного грунта. Запаха может не быть, или он слабо ощутим, может быть болотный, землистый, рыбный, огуречный, аммиачный и др.
В результате химического анализа определили рН воды, наличие ионов Fe3+, Рb2+,Cu2+. Для определения кислотности воды (рН) использовали универсальный индикатор, изменение окраски которого сравнивали с цветовой шкалой.
Для обнаружения ионов Cu2+ использовали желтую кровяную соль К4[Fe(CN)6]. При их наличии должен быть осадок красно-бурого цвета.
Для обнаружения ионов Рb2+ используется раствор иодида калия, должен выпасть осадок желтого цвета (PbI).
Для обнаружения ионов Fe3+ используют 20% раствор роданида калия. Полоски фильтровальной бумаги помещают на 20 минут в исследуемую воду, высушивают на воздухе. На полоску капают реагент. В случае обнаружения ионов наблюдается окрашивание от розового до буро-красного.
6. Результаты проведенных исследований.
Место забора |
Запах |
Цвет |
Прозрачность |
рН |
Fe3+ |
Pb2+ |
Cu2+ |
1).До больницы 2).У больницы
3).На плоту по ул. Калинина 4).В районе бани 5). В районе д\с «Ласточка»
|
нет
болотный
болотный
рыбный
рыбный |
желто- светло-зеленый
бледно-зеленый
светло-зеленая бледно-зеленая |
прозрачная
прозрачная
слегка замутненная
слегка замутненная слегка замутненная с пятнами нефтепродуктов |
6
8
7
7
6 |
нет
нет
нет
нет
нет |
нет
нет
нет
нет
нет |
нет
нет
нет
нет
нет |
7).Выводы:
8) Заключение.
В результате проведенного исследования мы выявили, что состояние реки Неледины не является катастрофическим, что подтверждает довольно разнообразный животный и растительный мир. Однако выявленные механическое и биологическое загрязнения выражены довольно сильно и из года в год прогрессируют.
Причины этого следующие:
Пока река справляется с объемом загрязнений благодаря системе самоочищения, которая присутствует в каждом естественном водоеме. Подсчитано, что вода в реках при отсутствии дальнейшего загрязнения становится чистой уже через несколько дней. Этот процесс зависит от объема и глубины водоема, температуры, скорости течения, химических и биологических процессов, протекающих в воде.
В ней происходит нейтрализация кислот и оснований, идут процессы окисления.
Важно строго контролировать состав и количество стоков предприятий и организаций города.
Благоустройство города и строительство очистных сооружений - процесс дорогостоящий. Но помочь реке может каждый, соблюдая элементарные нормы поведения по ее эксплуатации. Нельзя превращать реку в помойку.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в экологической акции «Чистая река». Мы поддерживаем порядок на берегу реки в районе больницы и парка Победы. Мы считаем, что содержать нашу маленькую, но такую красивую, речку в чистоте – долг каждого.
Скачать в виде презентации