Краснохолмская средняя школа №1
Открытый урок по предмету «Мир вокруг нас».
4 – А класс
Тема:
"Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Цели: - сформировать представления детей о лесе как природном со –
обществе;
- ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,
лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.
Форма проведения урока: проектная деятельность.
Классификация проекта:
по доминирующей деятельности учащихся – исследовательская
по продолжительности – мини – проект
по количеству участников – групповой
по форме продукта - журнал
Оборудование: рисунки деревьев, птиц, насекомых, животных леса, экологические знаки, таблички «аналитик», «исследователи», «художник – оформитель».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Этапы проектной деятельности.
1. Организационно – подготовительный этап.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Ваню - земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
(Лес)
- С чем в загадке сравнивается лес?
- Что такое лес? Какую пользу он приносит живым организмам?
Дети выдвигают гипотезы, а учитель формулирует мысли ребенка кратко и на доске постепенно появляется запись:
Дом для растений, животных, грибов.
Защитник воздуха, водоемов и почв.
ЛЕС Место для отдыха человека.
Источник ягод и лекарственных растений.
Источник древесины.
- Сегодня на уроке мы исследуем жизнь леса и узнаем, как называется лес, который объединяет все ваши предложения.
Для дальнейшего исследования вы разделены на 5 микрогрупп, каждая из которой будет исследовать самостоятельно определенный материал.
1 группа – растения леса
2 группа – животных леса
3 группа – птицы лесов
4 группа – грибы и микроорганизмы
5 группа – наблюдатели
- Вам сейчас необходимо выбрать «аналитика», который познакомит вас с планом работы группы, с материалом, который необходимо исследовать, «художника – оформителя», который его красочно оформит на листе, «исследователей», которые будут знакомить остальных с темой, которую получила группа.
Цель, которую необходимо достичь к концу урока: создать несколько страниц журнала, в котором в сжатой форме отражены основные знания о жизни леса.
2. Поисковый этап.
1 группа. Жизнь растений леса.
Когда мы говорим о лесе, то представляем большую местность с деревьями, кустами, травами, цветами. Леса бывают лиственные, хвойные, смешанные.
В лесу есть «этажи». Учёные их называют ярусами.
1 ярус – это деревья: ель, сосна, липа, береза, дуб, тополь, клен, рябина и другие. Широко распространена в лесах береза – это гордость России. Народ с любовью называет ее берёзонькой. кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней. Живет береза долго. К 80-ти годам дерево может достичь высоты 30 метров. Весной до первых листочков на березе появляются сережки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес красив во все времена года.
2 ярус – это кустарники: шиповник, малина, орешник, калина. Но среди кустарников есть и ядовитые, например, волчье лыко.
Я расскажу о шиповнике. Этот куст дважды нас радует своей красотой: в конце весны на нем появляются яркие цветы, а в конце лета – красные ягоды. Ягоды сохраняются всю осень, а зимой служат кормом для птиц. Медики называют шиповник «копилкой витаминов». Люди собирают к зиме ягоды шиповника, сушат. Напиток из сухих ягод очень полезен.
3 ярус – травы, цветы, мхи и лишайники: брусника, черника. папоротник. кислица, медуница, кукушкин лен, ягель. Есть и ядовитые, например, вороний глаз.
Я расскажу о ландыше. Это красивое растение с белыми цветами и широкими листьями. Ближе к осени на месте цветов появляются красные ягоды. Только их красота обманчива. Они ядовиты. Так что полюбуйтесь их красотою и никогда не срывайте. Упадут ягоды на землю, попадут в почву их семена, и к весне появится новое растение ландыша – ведь оно еще и лекарственное.
- Какие лесные этажи вы запомнили?
2 группа. Животные леса.
Богат и разнообразен животный мир лесов. Здесь живут: волки, зайцы, лисы, лоси, кабаны, медведи, очень много насекомых.
В лесах можно встретить лося. Его называют великаном, потому что его рост достигает двух метров. Он легко проходит густые чащи, болота, глубокие снега. Питается лось травой, листьями, молодыми побегами деревьев и кустарников, грибами, ягодами. Трудно ему находить пищу зимой, тогда он есть хвою, кору деревьев, ищет засохшую траву. В это время человек подкармливает лося сеном, зерном. Человек может лося приручить. Молоко лося лечебное, жирнее коровьего. Лось находится под охраной человека.
Я расскажу о белке. Она хорошо приспособилась к жизни в лесу. Питается белка семенами хвойных деревьев. Своими крепкими зубами она разгрызает шишку и выбирает из нее семена. летом белка питается насекомыми и их личинками, ягодами. грибами. На зиму белки делают запасы кормов: прячут орехи, грибы.
Хозяином леса считается медведь. Это крупное животное бурого цвета, с сильными лапами, крупными когтями, крепкими зубами. Питается медведь разнообразной пищей: травой, корнями деревьев, ягодами, грибами, личинками насекомых, рыбой. Но главная пища медведя - мясная – мелкие звери. Однако медведь может задавить и крупных ослабленных животных – косуль, лосей. К осени медведь жиреет и зиму проводит в берлоге, в спячке. Живет он в это время за счет жира.
Соболь –это национальная гордость России. И не только потому, что водится в основном у нас. Мех соболя ценился во все времена выше золота. Он очень красивый, теплый и прочный. Основная пища соболя – мыши. Охотится он и на белок, рябчиков, глухарей, вылавливает рыбу из ручьев, ест и растительную пищу: орехи, бруснику, чернику. Ещё совсем недавно соболь был на грани полного уничтожения, поэтому взят по строгую охрану.
- Назовите животных леса.
3 группа. Птицы лесов.
В лесу много птиц. Здесь они находят пищу, защиту от врагов. Постоянный обитатель леса – большой пестрый дятел. Весь день он проводит в движении: ищет на деревьях насекомых и их личинок. Мощным клювом долбит кору дерева в поисках личинок насекомых. Острые крепкие когти помогают дятлу крепко держаться на стволе дерева. Хвост служит опорой. Дятел помогает деревьям избавиться от насекомых – вредителей. Его называют «лесным доктором».
Основная пища дятлов – семена хвойных деревьев.
Круглый год в лесу живут поползни, синицы. сойки, рябчики, тетерева, клесты.
На высоких деревьях гнездятся ястребы - тетеревятники. У этих птиц крепкий, загнутый книзу клюв и острые когти. Питаются они не только насекомыми, но и другими небольшими птицами – сойками, дроздами. Нападают ястребы и на крупных птиц – тетеревов, рябчиков, а так же на мышей, белок.
4 группа. Нужны ли лесу грибы и лесная подстилка?
(Эта группа работает со страницами учебника 179 – 180)
- Без чего не будут в лесу расти деревья?
- Какую роль еще играют в лесу грибы?
- Что такое лесная подстилка?
- Кто помогает превращать лесную подстилку в почву?
Собирая грибы помни: гриб срезай ножом или осторожно выкручивай его. Образовавшуюся ямку присыпь листьями или хвоей. Не разрывай землю вокруг найденного гриба.
3. Итоговый этап.
(Каждая группа знакомит учащихся класса с исследованным материалом, опираясь на оформленную страницу журнала)
- Последним пунктом плана каждой группе надо было составить цепь питания, характерную для леса.
ГРИБЫ ------- БЕЛКА ------ ЯСТРЕБ – ТЕТЕРЕВЯТНИК
СЕМЕНА ШИШЕК -------- МЫШЬ ---------- ЛИСА
ЖЕЛУДЬ --------- КАБАН ---------- ВОЛК
- Вот эти связи образуют в лесу невидимые нити.
- Что можете сказать о растениях, птицах и животных леса?
ВЫВОД: Все обитатели леса взаимосвязаны между собой, они живут совместно, как бы сообща, поэтому лес называют ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ.
5 группа . Наблюдатели.
- Ребята этой группы, опираясь на устный рассказ детей, на страничку журнала, на собственный жизненный опыт, составили экологические знаки и сформулировали правила поведения в лесу.
В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и насекомые.
– He подходите близко к гнездам птиц.
– Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
– Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.
– Не разоряйте птичьи гнезда.
– Не рвите в лесу цветов! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
– Не ловите диких животных и не уноси их домой.
III. Итог урока.
Этот урок я хочу закончить стихотворением, обобщением того, о чем нам поведали наблюдатели.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесе нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки,
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!