Мир вокруг нас ( 3 класс)
Тема : Охрана животных. Красная книга.
Цели: ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё
внесены;
учить бережно относиться к животным;
рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, Красная книга, художественная литература, учебник, тетради, тесты.
Ход урока.
1 Орг. момент
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2 Сообщение темы и целей урока – слайд №1и 2
3 Проверка д/ задания (фронтальный опрос и карточки с деф. заданиями)
- Прежде чем приступим к изучению новой темы, проверим как усвоили тему
предыдущего урока.
Слайд № 3
- В чем сходство и различие в размножении и развитии рыб и земноводных?
(икра; мальки, головастики)
- В чем различие в размножении и развитии земноводных и пресмыкающихся? (икра; яйца)
-Кто 3 раза родится?( насекомые)
- Кто 2 раза родится? (птица)
- Чем отличается размножение зверей от размножения других животных? (детеныши)
-Как заботятся о потомстве звери и птицы? ( кормят, охраняют)
И человек должен проявлять заботу о братьях наших меньших.
Мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги. Вы узнаете какие животные в нее внесены и какие правила должны выполнять люди, чтобы не навредить животному миру.
3 Работа по теме.
Слайд № 4 Эпиграф.
- А вы, ребята, подумайте. Почему именно эти слова являются эпиграфом нашего урока
Мы не можем представить нашу жизнь без порхающих бабочек, без рыб в реках, морях, океанах; без птиц, щебечущих с утра до поздней ночи, без хозяина тайги- медведя, без веселого кваканья лягушек, без мелких грызунов.
Животных можно встретить везде: в горах и пустынях, в степях и джунглях, под водой и в лесах, в городах и селах. Человек и животные тесно связаны между собой с давних пор. Животные во все времена были необходимы человеку.
- Какое значение для человека имеют животные?
Слайд № 5 ( пища, мех, красота)
Много поговорок, сказок, басен ,загадок сложено о животных
- Какие русские народные сказки знаете, героями которых являются животные? ( Волк и 7 козлят, 3 медведя, Лиса и Журавль..)
- Назовите автора многих басен, в которых герои – животные ( Крылов)
- Какие басни он написал?
- Много народных примет люди связывают с животными
Кошка свернулась клубком – к морозу
Ласточки летают низко над землей – к дождю..
4 Физминутка ( Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят
Как они плавно садятся покажем- крылья сложивши назад)
5 Продолжение темы
Слайд № 6
Посмотрите, как прекрасен этот мир! Неправда ли, прекрасны творения природы! Ими бы только любоваться, восхищаясь, поражаясь сколь щедра природа на выдумки!
-Предлагаю послушать песню « Просьба»
- Почему слова песни вызывают тревогу? ( животные нуждаются в защите)
- О некоторых из них расскажут ребята. Будьте готовы ответить на вопрос на слайде.( БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ,ТИГР, ЖУРАВЛИ, ФЛАМИНГО, ЛЕБЕДИ)
Слайды №7,8,9,10,11( белый медведь, фламинго, тигр, журавль, лебедь)
_ Какое животное не обитает в России? ( фламинго)
Зарядка для глаз
Быстро поморгать. Закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-2раза
Крепко зажмурить глаза. Сосчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считать до5-2 раза
- Какое отрицательное влияние оказывает человек на жизнь животных? (неумеренная охота, браконьерство, неумеренная ловля рыбы, ловят во время нереста, мусор, вредные вещества в воздухе и воде, вырубка лесов, осушение болот, распахивание земель в местах обитания, пожары, строительство городов, стихийные бедствия)
Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем половина из них за последние 50 лет
Слайд № 12
- Что бы сберечь красоту нашей природы, люди, которым не безразлична судьба животных, создали Красную книгу . - Как вы думаете, почему назвали именно Красная книга, не желтая, синяя? ( красный цвет- цвет опасности. стоп, внимание) Первая книга создавалась 14 лет.
Она содержит сведения о редких и исчезающих животных, призывает беречь и изучать природу .Позднее она еще переиздавалась, так как появлялись новые виды животных, которым угрожает опасность исчезновения.
В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена
- Как думаете. Где животные находятся под защитой человека, под его особой охраной?
Учебник стр. 114- прочитать
6 Карта- заповедники
Слайд № 13
Есть уже и спасенные животные, их численность растет
-Назовите их.
Слайд № 14
Эти животные не внесены в Красную книгу, но их тоже надо беречь. Их жизнь зависит от тебя
Слайд № 15 –жалоба №1
Слайд № 16 – жалоба № 2
Слайд № 17 Экологические правила
Слайд № 18 Статья Конституции России
Упражнения для улучшения кровообращения
И. п -1-2 отвести голову назад и плавно наклонить, 3-4 – вперед и посидеть
И. п – сидя руки на поясе, 1- повернуть голову направо,2 –И п
И. п – махом левую руку на правое плечо, голову повернуть налево, 2-И п
3 – правой рукой
7 Закрепление пройденного
Работа в тетради стр.51 № 3,4
Тест по животным из Красной книги _ работа в парах ( БЕРЕГИ)
Вывод учебник стр.116
Стихотворение « Береги природу»
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Так почему же мы можем остаться на планете одни? Что надо делать, чтобы этого не произошло?
ВЫСТАВКА КНИГ
8 Д/ задание учебник стр. 112-117
Написать заметку в школьную газету « СОВА» на тему « Моя семья – друг природы»