Краснохолмская средняя школа №1

Business picture

Колтунова Наталья Владимировна

преподаватель изобразительного искусства муниципального общеобразовательного учреждения«Краснохолмская средняя
общеобразовательная школа №1»,
первая квалификационная категория

 
Колтунова

Тема урока:  

Народные промыслы.  Их истоки и современное развитие.

      «Творенья русских умельцев дороже
        Душе моей, всяких иных
    И чем – то особым и звонким похожи
        На тех, кто задумывал их.»
Б. Дубровин             

Цель урока:
обучающая – продолжить формирование знаний по
декоративно-прикладному искусству
через обзор промыслов (Хохлома, Гжель,
Жостов, Городец);                                                  
развивающая - развивать внимание к окружающей
действительности;
воспитывать – интерес к народному искусству.

Зрительный ряд:    Таблицы по декоративно-прикладному искусству,
предметы декоративно-прикладного искусства, книги,
пособия, плакаты, работы учеников.

Литературный ряд:  Стихотворение  Б. Дубровина. Из истории народных
промыслов (Хохлома, Гжель, Жостов, Городец); рассказ,
беседа, стихотворения: «Хохломская роспись», «Золотая
Хохлома», сонет В.Венедиктова, «Гжель», «Жостовский
поднос».

Музыкальный ряд:   Русские народные песни в качестве фона.

Тип урока: урок – путешествия по Золотому кольцу народных промыслов.
Учебные принадлежности и материалы:
для учителя -  таблицы по декоративно-прикладному
искусству, предметы декоративно-
прикладного искусства
для учащихся – альбом, кисти, краски, палитра, вода,
умелые руки.
План урока:
1). Организационная часть:

  1. эмоциональный настрой учащихся;
  2. проверка количества обучающихся на уроке и 

                                готовности детей к уроку;

2). Выявление темы и цели урока;
3). Вступление. Стихотворение  Б. Дубровина:
4). Объяснение нового материала;
5). Закрепление знаний;
6). Подведение итогов урока.

Межпредметные связи:   География, литература, история, музыка.

Домашнее задание: поиск материала по современному декоративно-
прикладному искусству др.промыслов. Выбрать промысел, который вы будете зарисовывать на следующей уроке, Приготовить материал для работы. .

                                     Ход урока:
1). Организационная часть - 1мин.
а). приветствие обучающихся и их эмоциональный настрой;
б). проверка количества обучающихся на уроке и готовности детей к уроку;
2). Выявление темы и цели урока - 2мин.
а).тема урока: Народные промыслы.  Их истоки и современное развитие.
б). цели и задачи урока: продолжить формирование знаний по
декоративно-прикладному искусству через обзор промыслов
(Хохлома, Гжель, Жостов, Городец),  развивать внимание к
окружающей действительности,
воспитывать – интерес к народному искусству.
3). Вступление. Стихотворение  Б. Дубровина: - 1мин.

                                Творенья русских умельцев дороже
                                 Душе моей, всяких иных
                                И чем – то особым и звонким похожи
                                На тех, кто задумывал их.
4). Объяснение нового материала - 30 мин.

Два  урока мы будем заочно путешествовать по Золотому кольцу
народных промыслов. И поедем мы с Вами не по большим городам и странам, не будем дышать мы пылью и загазованностью больших городов, а побываем
в местах, где светит яркое солнце, где журчат ручьи, растет высокая трава и цветы, где поют птицы, где дышится легко и свободно, где хочется петь, плясать и восхищаться от изделий мастеров этих промыслов. Мы поедим
туда, где живут эти мастера, которые своими изделиями не раз зарабатывали медали и призы международных выставок и конкурсов. С собой берем внимание, зрение, слух –ну поехали!

    Первая наша остановка- Центры Хохломской росписи Нижегородской (Горьковской) области, в  г. Семёнове, с. Сёмине, с. Хохломе, откуда идет и название промысла, где в далёкие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень.
Познакомит нас с этим промыслом стихотворением: «Хохломская роспись» - Хрусталева Алена.

Хохломская роспись,
Алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи -перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точенной -сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд.
Роспись хохломская, словно колдовская.
В сказочную песню просится сама.
И не где на свете нет таких соцветий-
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

   Из какого материала делают эту красоту мастера?  -  из  дерева.
Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание
о нём ещё идут со времен Ивана Грозного.
Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачива-
ют на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.
Деревянные чашки, черпаки, миски, подносы, ставки, братины, солоницы, ендовы,  вазы, ушатники, шкатулки, блюда, ложки и др. изделия радуют нас 
своим богатым и золотым узором.
Продолжит знакомить нас с промыслом  стихотворением: «Как я люблю Хохломское искусство» - Смирнова Лиза__

Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные!
                                           Я разложу их, и люди довольны,                                          .
И не каких замечаний и жалоб,
Слышно одно в разговоре застольном:
-Щец бы горячих, борща не мешало б!
Кисть хохломская, большое спасибо
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты как душа у народа, красива,
Ты как и люди, служишь Отчизне!

         Для придания изделию гладкой поверхности  его промазывают жидким раствором глины, промасливают, просушивают в печи и несколько раз покрывают олифой. Затем его натирают - лудят алюминиевым порошком
или оловом и расписывают масляными красками. После росписи изделия покрывают  лаком  просушивают  в печи при высокой температуре. Под пленкой закалённого лака всё, что было в росписи серебристым, приобретает золотой цвет.                                                                                                                                                                                                               
Хохломская роспись может быть двух видов:
верховая и фоновая. Для верховойросписи характерен цветной узор на золотом фоне, а для фоновойна черном или красном фоне золотистый узор.
В росписях   Хохломской посуды нет жанровых сцен, художники применяли растительный орнамент. На своих изделиях рисуют земляничку, малинку,
смородину, рябинку, цветы, птичку, рыбку. Самый любимый у хохломских художников «травный орнамент» или просто «травка». Самые затейливые узоры называются «кудрины» (травка превращается в крупные кудри –
завитки).
Для росписи Хохломских изделий применялись только три цвета  (просмотр фрагмента фильма по росписи):
красная краска – киноварь;
жёлтая – золото олицетворяло счастливую,
богатую жизнь, довольство, красоту и
чистоту;
черная, но иногда и зелёная.
Трава и цветы, люди листья- побеги
напоминали людям о молодости, силе.
Все изображения на изделиях выполняются
без предварительного контура - сразу мягкой  
кистью по изделию.
Говорили в старину: «Золото из Хохломы
в  воде не тонет и в огне не горит».
Поэтому  её и называли пламенной и золотой.
Пламенной – потому, что окрашенная  закаливается в пламени горячей печи
и основной цвет красный. Золотой – потому, что блестит словно золото.
Стихотворение: «Золотая Хохлома!»_ Круглов Иван._

Как волшебница жар-птица,
                                                       Не выходит из ума,
                                                       Чародейка – мастерица,
                                                        Золотая Хохлома!
                                                       И богата и красива,
                                                        Гостю рада от души.
                                                        Кубки, чашки и ковши,
                                                        И чего здесь только нету:
                                                         Гроздья огненных рябин,
                                                        Маки солнечного цвета,
                                                         И ромашки луговин.
                                                         Зорь червонные лучи,
                                                         И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!

Кто хочет познакомится ребята с этим промыслом прочитайте книгу С. Жегалова
« Росписи  Хохломы» или в Интернете.


Познакомились с одним промыслом, а теперь поедем в гости к другим умельцам – мастерам в деревню Гжель расположенной в восточной части Раменского района Московской области в 60 км от Москвы.. Вокруг
небольшие речки: Гжелька, Точена.  Леса хвойные, сосновые и еловые, в которых ещё водятся белки, зайцы, лоси, кабаны. Земли тощие и малопригодные для хлебопашества.
Гжельцы истори говорили: «Не землей мы кормимся, глина в наших
местах – золото».
Гжель – самый крупный и известный народный художественный керамический промысел.

А познакомит вас с промыслом сонетом Венедиктова – Воробьев Андрей

Как дивно выткан он
Из красок, из эфира!
Откуда, милый гость?
Не с неба брошен он?
Златой каймой он пышно обведен,
На нём лазурь небес,
На нём зари порфира
Нет, это сын земли-
Сей гость земного мира.
Луг – Родина ему,
Из праха он рожден!

    Так из чего и какие делаются изделия этого промысла? – из глины, керамические изделия.
Впервые сведения о Гжельском гончарстве обнаружили археологи. Они нашли предметы утвари относящиеся к середине IV тысячелетия до нашей
эры. Но первые сведения о гжельской посуде найдены среди грамот Московс-
кого князя Ивана Колиты 1339г.
Во второй половине 18 века «черные» (простые) и «муравленые» (полив-
ные) гончарные изделия сменяются майоликой ( на доске слово написать –
вид керамики из цветной обожженной глины покрытой непрозрачной глазурью с многоцветной росписью по белой поливе.
В 19 веке производились фарфор- керамические изделия (посуда, сервизы,
вазы, статуэтки и др., получаемые из фарфоровой массы (глина с добавками) утонченная посуда). Фаянс - керамические изделия (облицовочные плитки,
посуда, умывальники, унитазы), имеющие плотный черепок, покрытый глазурью.
И сейчас во всем мире славятся гжельские мастера, которые изготовляют бытовые изделия и настольную скульптуру ( игрушки в виде  птиц, зверей, жанровые сценки), кувшины, кружки, молочники, вазы,  квасники ( на доску записать – сосуд с кольцеобразным туловом на 4-х ножках, с носиком и фигурной ручкой, с высоким горлом, заканчивающимся крышкой.

  Послушайте ещё одно стихотворение: « Гжель» -  Емельяненко Алина                                                                 

Что может быть прекрасней Гжели?
Её фарфоровых изделий
И чайников, и самоваров,
И блюд, забавнейших игрушек?
Лепных поделок расписных
Горшочков, чашечек чудных?
Гжельские поделки:
Кошки, мышки, белки…
Под кисточкой волшебной наших мастериц.
Оживают стайки разноцветных птиц.
Машут лепестками волшебные цветы,
Гжельские картины чудесной красоты!

                                                           Их формовали из местной красной и белой
глины покрывали ангобом – тонким слоем
белой и цветной глины, наносимой на
поверхность керамического изделия до его
обжига.
Для росписи гжельской керамики  харак-
терны цветы, листья и травы, синяя
кобальтовая роспись очень выразительна
на белом фоне посуды. Она выполняется
следом и концом кисти.
Вот и ещё мы с вами познакомились с декоративно-прикладным промыслом. А теперь посмотрим фрагменты из фильма о русских промыслах, слушайте внимательно и обращайте внимание на то, как мастера наносят рисунок на изделия, а потом продолжим свое  заочное путешествие дальше.

Следующая наша остановка в не менее знаменитой деревни Жостово
(ныне Мытищенский район) Московской области, где  находится Жостовская фабрика декоративной росписи.

    Познакомит вас с этим промыслом Гусев Женя:
                                   
                                          Жостовский поднос
Вот кусок металла
                                                     Разной формы, цвета,
                                                        А на нём кусочки,
                                                              Яркого лета.
                                                         А на нём обилие
                                                      Фруктов и природы,
                                                              Ну конечно –
                                                  - это Жостовский поднос!          
Так чем занимались жостовские мастера? – изготовлением металлических подносов.
Этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора.             
Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, треугольные, фигурные –
фестончатые, гитарные. Изготовляются подносы из
железа, штампуются и  покрываются черным лаком,
но сейчас применяется  многоцветье красок (красная,
зеленая, синяя). Пишут мастера масляными красками
фрукты, цветочные композиции.
Букет на жостовском подносе строится обычно из
трех крупных и ярких цветов, помещенных в центре,
вокруг располагаются более мелкие. Зеленные
листья проглядывают между цветами. Яркие цветоч-
ные композиции составляются из роз, георгинов,
тюльпанов, маков, васильков и др. цветов.
У каждого мастера свой стиль, но общий стиль промысла узнаваем сразу.
Жостовская роспись – это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не
рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов, они условны. На подносе цветы выглядят живыми.
Мастер все время уточняет форму букета, цветы словно наливаются соком. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка и осталось только нарисовать золотую кайму – орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, хитро переплетающиеся линии). Подносы потом покрываются лаком и поверхность их становиться зеркальная..
Ну как ребята, понравился вам этот промысел?

А есть  ещё один промысел производства подносов из металла –
это г. Нижний Тагил на Урале. Здесь на Нижнетагильском металлургичес- ком заводе из отходов производства выпускают вот такие красивые, яркие
подносы (показываю плакат с изображением этих подносов).
      Теперь посмотрим ещё один фрагмент, как получают металлическое «чудо», такие яркие, красивые, нарядные подносы.

Ещё с одним старинным промыслом познакомимся, который распола- гается на берегу реки Волги – едем в город  Городец Нижегородской (Горьковской) области на фабрику деревянных изделий...
Начало производства различных изделий заволжских крестьян уходит в далекое прошлое. Ещё в XI-XII веках их предки умели делать всё необхо- димое из дерева. Но официально зарегистрирован этот промысел с середины XIX века.
Городецкой росписью украшали различные изделия из дерева: прялки (головки и донца), мебель, ставни, двери, миски, разделочные доски,                                            тарелки, солоницы, шкатулки, кони-каталки и др.
Узор на изделиях состоит из декоративных композиций цветов, листьев, различной формы  птиц, фигурки коней, жанровых сцен ( это и тонконогие кони  мчали кареты с дамами в кринолинах, всадники с поднятыми саблями, окружали  дерево с птицей на вершине, нарядно одетые дамы и кавалеры.

Основные элементы городецкой росписи – розан и  купавки.
В настоящее время в качестве фона используют
естественный желтоватый цвет дерева. Цвета в узоре
не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях:
красный, синий, зелёный, оранжевый, сиреневый,   
вишневый, черный, а так же белила.
Традиционные приемы письма – широкие мазки,  
ритмичное расположение крупных пятен, графичес-
кая отделка их тонкими белыми и чёрными линиями.
Рисунок наносится без предварительной прорисовки
.              мастер сначала намечает расположение основных
элементов узора, изображая первые обобщённые      
формы. Так все цвета в своей основе имеют круг, по краю которого впоследствии  мазочками другого цвета рисуются полудуги, создающие впечатление  лепестков сказочного цветка.
Когда вся композиция намечена, расписываются более мелкие детали:
точки, окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках
и т.д.
Для композиционного построения узора в городецкой росписи характерно симметричное расположение рисунка.

      Вот ребята и ещё с одним промыслом мы познакомились. Посмотрим как мастера работают над ним и послушаем о его истоках.
И закончилось наше заочное путешествие по Золотому кольцу народных промыслов  И это только малая часть тех промыслов, которая есть на наших необъятных  просторах России. Мастера есть везде, которые из поколения в поколение передают свое умение, талант и душу. И народное творчество не иссекаемо,  как бесконечны народная фантазия, выдумка, трудолюбие.
Попробуем и мы вообразить себя народными умельцами, непосредственно
прикоснуться к народному искусству. 

 5). Закрепление знаний – 3 мин:

Учитель задает вопросы по пройденной теме.

 6). Подведение итогов урока -2  мин.

    Урок завершается подведением итогов по услышанному и увиденному на уроке. Выставлением оценок за работу на уроке. Спасибо русские умельцы, мастера, создавшие такое чудо, имя которому – народное искусство.

 Домашнее задание – 1 мин.:
          поиск материала по современному декоративно-прикладному                искусству др.промыслов. Выбрать промысел, который вы будете зарисовывать на следующей уроке, Приготовить материал для работы. .

 

 

                  

Hosted by uCoz